Толкования на Пс. 20:5

Блж. Феодорит Кирский

Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века

То есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость.

Евфимий Зигабен

Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века

Живота просил есть у Тебе и дал ecu ему

Ты, говорит, Господи, даровал Езекии не только победу, но и жизнь и здоровье, так что он ни от врагов своих не побежден, ни от болезни своей не умер. То и другое мы будем разуметь здесь.

Долготу дней во век века

Не только, говорит, Ты, Господи, даровал Езекии просто жизнь, но и жизнь долговременную. А это: «во век века» Давид пишет собственно о будущем бесконечном веке, хотя иногда говорит это и о большом пространстве настоящего времени и века, а иногда и о верности и неизменности предмета, как здесь, выражая сие: Ты дал ему жизнь, и жизнь долгую и долготу дней верных. Если же кто понимает, что это говорит и о будущей жизни, то и эта мысль не далека от истины.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века.

Сей стих совершенно подтверждает то, о чем мы недавно упомянули, то есть, что псалом сей не к лицу одного Давида относится. Ибо хотя жизнь Давидова продолжилася до глубокой старости, и он исполнь дней преселился от земли; однако течение жизни его не достигло сея долготы дней, которая состоит из множайших веков, как говорится здесь. Паче же, ежели исчислить время, протекшее от начала царства Давидова до пленения Вавилонскаго, то не найдется и в преемниках Давидовых долготы сея. Итак, кроме всякаго сомнения, назнаменует здесь Давид предвечнаго онаго Царя, на Котораго мысленно взирал. Впрочем приметно здесь скрытное сравнение между незнатным и презренным, а притом и величайших бедствий исполненным началом царства Давидова, и между невероятною оною славою, последовавшею за сим, когда Бог, изъяв оное из общаго порядка, почти выше небес поставил. Ниже бо всуе сказано оное изречение: положу в век века семя его, и престол его, яко дние неба (Пс. 88:30).

Давид убо, упоминая о себе, что он просил живота у Бога, прикровенно назнаменует, в какой тесноте и в каких бедствиях часто находился, и потому как бы так говорит: Господи, отнележе Ты раба Твоего чрез священное помазание на царство призвал еси, оттоле таково было состояние его, что он за величайшее благодеяние вменял избавиться от челюстей смерти: ныне же по милости Твоей не токмо избавлен, но Ты еще обещал ему и безпрерывно чрез многие века в потомках его наследство. Ты меня беднаго, и почти бездыханнаго, ежеминутно трепещущаго и ожидающаго смерти, сея несравненныя чести удостоил, что царский скипетр на потомков моих в роды родов пренесл. Подобный пример на Христе Спасителе нашем видим, Котораго Отец, изъяв от позора и из челюстей смерти и гроба, на небесный престол вознес и одесную Себе во веки спосадил.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века

Царь молился, чтобы Бог спас его жизнь на войне (живота просил есть); но Бог не только эту милость даровал ему, но и даст ему вечно жить и царствовать, именно в потомке его: в Мессии (Лк. 1:32-33. Ср. 2 Цар. 7:13; 16:26).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века. Велия слава его спасением твоим: славу и велелепие возложиши на него. Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем твоим

Господь наградил Давида великою милостью: не только сберег его жизнь в этой войне, но и даровал ему и «долгоденствие на век и век». Его известность и слава зависят от благоволения к нему Бога, посылающего успех всем начинаниям Давида. Под вечной жизнью разумеется здесь не известность Давида в истории, как великого завоевателя, так как такою известностью, ценною в глазах людей, библейские деятели и благочестивые люди не дорожили, но известность его в потомстве, как носителя великого обетования; последним же было предсказание Давиду о происхождении от него потомка - Мессии.

Прот. Григорий Разумовский

Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века

Давид, многократно находившийся под угрозою и в опасности смерти от врагов и гонителей своих, просил у Господа Бога избавления от угрожавшей опасности, живота просил, а вместе с тем просил, чтобы дом его (в потомстве его) был вечно пред лицем Божиим, и все просимое он получил от Господа, Который чрез пророка Нафана объявил Давиду: «Возставлю семя твое по тебе… и управлю престол его до века… и верен будет дом его и царство его до века предо Мною» (2 Цар. 7:12-13, 16). Давид, конечно, мог говорить о себе, что Господь не только временную жизнь его продлил, о чем и просил Его; но и обещал сохранить его жизнь во век века, в царском потомстве его. Но еще более, чем предыдущий стих, слова сего стиха нужно понимать в пророческом смысле о лице Иисуса Христа, сына Давидова (Мф. 1:1; Лк. 1:32) по плоти. Аз буду ему во Отца, и Той будет Ми в Сына, – сказано было Давиду через пророка, но слова эти относились, конечно, не к Соломону только, сыну Давидову, но и ко всему потомству его, даже до Христа; что видно и из слов архангела, благовестника Пресвятой Девы Марии: «Сей (Иисус Христос) будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его… и Царствию Его не будет конца» (Лк. 1:32–33).

Объяснение священной книги псалмов.