Толкования на Пс. 21:17

Свт. Афанасий Великий

Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои

Яко обыдоша Мя пси мнози. Опять означает народных правителей. Ископаша руце Мои и нозе Мои. Говорит о гвоздях, которыми пригвожден ко кресту.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои

В Пс. 21 стиха 17 слова: «ископаша (пронзили) руце мои и нозе мои», представляют пример важного пророческого изречения, сохраненного неповрежденным в тексте семидесяти толковников; между тем как нынешнее еврейское чтение сего места: כארי «как лев», вместо כארו «пронзили», самою принужденностью состава слов и смысла обнаруживает повреждение текста, в котором не без причины можно подозревать неблагонамеренную руку еврея, искавшего средства уклониться от силы пророческого свидетельства о распятии Господнем.

О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 17-18 Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя

«Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя» После Иудеев упоминает о воинстве языческом; потому что язычникам предали Его Иудеи. Посему пророчество сохранило и порядок событий. Справедливо же наименовал Иудеев тельцами, а язычников псами. Ибо сказано: «несть добро отъяти хлеба чадом» и отдать «псом» (Мф. 15:26). Впрочем, по страдании, бывшие древле псами по вере вступили в чин сынов, а пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны, прияли именование псов; потому что подобно псам возъярились на Владыку. О них взывает блаженный Павел: «блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения» (Флп. 3:2). И пророческое слово, наименовав их псами, изрекло: «сонм лукавых одержаша Мя». А потом описывает, на что отважились они.

«Ископаша руце Мои и нозе Мои:». «Исчетоша вся кости Моя». И сие явно и ясно даже для самых упорных. Ибо, слышим в священном Евангелии, Сам Господь говорит святым Своим ученикам: «видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь» (Лк. 24:39). Да и Фоме показал язвы гвоздиныя и язву от копия. Сказанное же: «исчетоша вся кости Моя» означает пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей. «Тии же смотриша и презреша Мя» то есть, издевались и смеялись надо Мною.

Евфимий Зигабен

Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои

Яко обыдоша мя пси мнози

Выше иудеев назвал волами, потому что они, по Феодориту, находились под игом закона, как волы, или быки, хотя они и нарушали закон. Собаками здесь называют воинов из язычников римских, как нечистых по закону и бесстыдных, как собаки. Так и Христос называл Хананеанку как язычницу: не хорошо отнять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15,26).

Прибавление Феодоритово: Однако после страдания прежние псы чрез веру возведены в достоинство сынов: а пользовавшиеся некогда попечительностью, как сыны, получили название псов, потому что они на подобие псов злились против Господа.

Сонм лукавых одержаша (обступил) мя

Толпа завистливых иудеев схватила Меня.

Ископаша (пронзили) руце мои, и нозе мои

Гвоздями пробили руки и ноги мои.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои.

Слова перваго стиха протолкованы выше, прочия относятся ко Христу, распятому на кресте, и некоторым образом к Давиду. А ежели бы сказал кто-нибудь, что Давид никогда ко кресту пригвожден не бывал, то сие решить не трудно: ибо Давид преносными словами жалуется здесь, что он не иначе стеснен был от врагов, как бы кто, по ископании рук и ног, ко древу пригвожден был, каковыя преносныя слова часто в Писании встречаются, да и здесь увидим ниже.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 17-19 Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий

Давид называет своих врагов «псами» и «скопищем злых», указывая тем как на их многочисленность, так и на их нравственное ничтожество. Они лукавы, фальшивы, неспособны действовать во имя какого-либо высшего идеала и правды, но во имя личных выгод, склоняясь в ту сторону, где сила и польза; они также заслуживают презрения, как «псы», собаки, которые считались евреями за животных презираемых.

Опасность Давида так велика, и, по-видимому, гибель его так неизбежна, что он уже представляет себе картину своей казни. Его, как государственного преступника, покушавшегося на царскую власть, как врага государя, должны подвергнуть самой жестокой и позорной казни через распятие на кресте. Давид уже видит, как из раны его течет кровь; на теле его от растяжения мускулов особенно ясно выделились кости, так что их можно пересчитать. Хотя эти страдания от растяжении мускулов ужасны по продолжительности и соединенной с ними боли, враги его смотрели на его страдания с пренебрежением, без сочувствия. Все, что было на нем, его платье - разделили на равные части; «об одежде моей бросают жребий», вероятно - о верхней, о хитоне, которая не шилась, а ткалась цельной и делалась из более тонкого материала. Изображаемые Давидом страдания во всем содержании псалма, особенно в данных стихах, со всей полнотой и точностью исполнились на Христе, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. XXVII:35; Мк. XV:24; Лк. XXIII:34; Ин. XIX:23). То, что Давид переживал в своем представлении, что было достоянием его мысли, нашло полное, внешне фактическое выражение в действительных страданиях Мессии.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 17–18 Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя

Тех же врагов своих, которых выше (ст. 13) называет тельцами и юнцами тучными, пророк, в лице того же Страждущего Спасителя, именует здесь псами. Последним наименованием, т.е. псами, современные Христу иудеи называли язычников, и Сам Он в речах Своих, сообразуясь часто с понятиями и воззрениями окружающего Его народа, название псов прилагал к язычникам (Мф. 15:26). А впоследствии это название перенесено и на еретиков, лживых пророков и самозванных апостолов (Флп. 3:2; 2 Кор. 11:13) , и вообще на неверующих иудеев (Лк. 20:20), которые, подобно псам, нападали на Господа Иисуса, чтобы обольстить и оклеветать Его словом. А сонмом лукавых названы здесь правители и вожди народа иудейского (Мк. 15:1), которые на собраниях своих совещались о том, как бы обольстить Иисуса, осудить Его на смерть и предать Пилату, чего они вполне и достигли. Добившись от великого правителя утверждения смертного приговора, враги Христа – этот сонм лукавых – распяли Его на кресте, к которому пригвоздили Его руки и ноги, причем измученное и истомленное тело Божественного Страдальца до такой степени было утончено, что все кости в нем обнаружились и представлялась полная возможность сосчитать их. Это и выражено словами настоящего псалма: ископаша руце мои и нозе мои, исчетоша вся кости моя. Сами распинатели Господа и большая часть присутствующих при совершении распятия смотрели злобно и с пренебрежением к распятому Иисусу: тии же смотриша и презреша мя.

Объяснение священной книги псалмов.