Толкования на Пс. 23:8

Свт. Афанасий Великий

Ст. 8, 10 Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы

Кто есть сей Царь славы? Вопрошают горние Силы, изумевая пред чудесами домостроительства. Господь крепок и силен. Силы же дивятся тому, что видят Его во плоти, одушевленной душою разумною. Потому и вопрошают: кто есть Сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы. Восшедшие с Господом Ангелы открывают горним Силам тайну, что поправили врагов мысленных, Той есть Господь сил.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани

См. Толкование на Пс. 23:7

Евфимий Зигабен

Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани

Кто есть сей Царь славы

Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы - Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите?

Слова Григория В.: принимающее (Ангелы высшие) недоумевают по причине тела и знаков страдания, с которыми Он ныне возносится, после того как с ними не снисходил; и посему они вопрошают: кто это? А сопровождавшие отвечают, что Это Господь, крепкий и сильный во брани, во всем, что творил и творит и в настоящей победе за человечество. Другой толковник говорит: как вознесшийся на небо Господь возносил от земли и земное тело; то посему небесные силы, видя восходящую на небо плоть, удивлялись и, принимая, вопрошали: кто это пришедший из Едома, то есть из земных (стран) и от Восора, то есть, плоти? а указывавшие и провождавшие Его говорили: возмите врата. Он больше. Не могут врата ваши вместить Христа. Итак они должны быть повыше, дабы могли принять сделавшегося от страдания высшим (у Никиты). Феодорит также: слыша слова невидимых сил, никто не удивляйся незнанию их. Они не все предузнают, или знают. Одна только Божия природа имеет такое знание; Ангелы же и Архангелы и другие сообщества невидимых сил знают по мере изучения. Посему ничего нет неприличного в том, что высшие силы не знают тайны вознесения Христова, и что они, видя природу человеческую, не видят в ней сокрытого Божества. Если же кто не допускает сего, (что Ангелы не знали тайны вознесения), то, пусть думает так, что вопрошающие не потому вопрошают, что не знают, но потому что сею состоящею из вопросов и ответов проповедью желают научить всех людей касательно принадлежащего Восходящему владычества.

Господь крепок и силен, Господь силен в брани

Сими словами ответствуют снизу находящимся выше давшие им повеление ангелы: они говорят, что Господь, Которого вы знаете, крепок и силен и еще, что Господь силен в бранях. Повторение слов — Господь и сильный ведет высших ангелов к познанию возносящегося, и в то же время это удвоение возвышает победу, одержанную вознесшимся над жестоким властителем диаволом. Ибо, сразив, Он поверг его, поразил и умертвил его крестом как копием и дротиком.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани.

Пророк вводит князей небеснаго Иерусалима вопрошающих: Кто есть оный Царь славы? Не потому, аки бы Ангели в день вознесения Господня не знали, что Христос есть Царь славы, но дабы изобразить удивление, которое произвела в них новость оная, что видели истиннаго человека во плоти восходяща на небо, не яко гостя, но яко Господа славы, и Царя вечнаго града. На вопрос Ангелов ответствует Пророк, что царь славы есть Христос, Сын Божий, и купно Господь их Всемогущий и Всесильный, Который силу Свою явил на брани противу князя тьмы, котораго Он победил, совлек и связал.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани

См. Толкование на Пс. 23:7

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–10 Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы

Небесные силы (князи), как бы изумленные таким необычайным событием, что видели истинного человека во плоти, восходящего на небо, превыше духов небесных, превыше ангелов и архангелов, и притом такого, которого называют Царем славы, решаются вопросить: кто есть сей Царь славы? – и на вопрос свой получают ответ, что это – Господь Крепкий, Всемогущий, Которому «покорены всяческия, яже на небеси и на земли» (1 Кор. 15:27), Который силен в брани и есть Победитель смерти и ада и самого князя тьмы. После такого ответа, услышав повторение прежнего повеления: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, они снова вопрошают: кто есть сей Царь славы? – и получают в ответ как бы еще более убедительное слово, что восходящий вечными вратами в небесный Иерусалим есть не только Сильный в брани и Победитель князя тьмы, но и Сам Господь воинств небесных, Господь сил (евр. «Саваоф»), Той есть Царь славы.

Объяснение священной книги псалмов.