Толкования на Пс. 23:10

Свт. Афанасий Великий

Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы

См. Толкование на Пс. 23:8

Прп. Максим Исповедник

Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы

Не все же ангелы узнали тайну Промысла, потому что, когда Господь, претерпев страдания, возносился, были некие, говорившие: «Кто есть сей Царь славы?». Вопрос ведь обнаруживает неведение.


Заметь, что – вопреки василианам или несторианам – вознесшийся как человек Христос Иисус есть Сам Господь всех умопостигаемых сил и Царь славы, как узнают посвящаемые от говорящих: «Поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23:7), – и спрашивают: «Кто сей Царь славы?», – и вновь слышат: «Господь сил» и так далее. Против акефалов же и евтихиан свидетельствует то, что хотя Он и Господь сил, но – плоть и явный человек, чему как странному удивляются прочие начала.

Комментарии к сочинениям святого Дионисия.

Блж. Феодорит Кирский

Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы

См. Толкование на Пс. 23:7

Евфимий Зигабен

Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы

Кто есть сей Царь славы

Ангелы первого неба, услышав сказанные пред сим повелительным тоном слова ангелов, начальствующих на низшем небе, или тверди, равным образом стали недоумевать и вопрошать дающих им сие повеление.

Господь сил, той есть Царь славы

Этот ответ ангелов тверди к ангелам первого неба: они говорят, что крепкий Господь и податель сил; Он Царь славы. Или иначе Владыка сил; Он тот, которого мы назвали Царем славы.

Надобно знать, что евреи прилагают сей и предыдущий псалом к находившимся в вавилонском плену иудеям. Притом предыдущий псалом прилагают к тому обстоятельству, когда иудеи возвратились из Вавилона в Иepyсалим; так как оный содержит радостные вещи, а сей псалом прилагают к тому, когда еще находились в плену, с одной стороны потому, что он утешает в печальных обстоятельствах плена их, с другой, что он учит не скучать чужою страною, в которой они находились—тем, что Бог есть Господь всей земли, также тем, что каждый из них может угодить Богу на всяком месте. Но иудеи изобличаются явно самым порядком псалмов; ибо ежели б это было так, как они говорят, то следовало бы тому быть поставлену после сего, как повествующему о радостных предметах, бывших после плена. Кроме сего они обличаются и словами оного псалма, ибо из него видно, что милость Божия осталась на иyдеях во всю жизнь их, как говорит о том оный псалом: и милость твоя будет следить за мною; во все дни жизни моей. Притом какие врата вечные имеет Иepycaлим, о которых говорит сей псалом, не говоря уже о других доказательствах?

Здесь заметь слова Божеств. Кирилла Иерусалимского: Слова: «возмите врата, князи ваши», говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба. А Григорий Нисский говорит: заметь мне, что дважды говорит: возмите врата и что на двойной вопрос, дает двойной и ответ и выслушай причину, что восходящий есть тот, который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного. А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы снисшедший без плоти взошел с плотью (у Никиты).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы.

Пророк представляет Ангелов, начальствующих на небеси, аки бы коснящих при отверстии врат, почему паки провозглашает: возмите врата князи ваша. А сие не что иное означает, разве великую новость вещи, како тело земное, и плоть человеческая, к невероятному всего естества удивлению и как бы изумлению, возносится превыше Духов небесных, превыше Ангелов и Архангелов? Паки убо вводит Ангелов вопрошающих: Кто есть сей Царь славы? И сам же ответствует им: Господь сил, Той есть Царь славы. Услышав убо имя зело известное, абие врата отворяют, и Царя славы с весельем приемлют. В Еврейском тексте вместо Господь сил, читается Бог Саваоф. Которое имя в Пророческих книгах весьма часто приписывается Богу и не сообщается другим богам, сущим по причастию, но есть собственное единому Богу, как потому, что содержит в себе имя четырех букв, Егова, свойственное единому Богу, так и потому, что Он един есть прямо Господь сил, ово яко обладает силами Ангелов, которых есть безчисленное множество, ово яко Ему единому служат все твари, как читаем во псалме (Пс. 148:8): огнь, град, снег, голоть, дух бурен, (суть создание) творящая слово Его, то есть, повинующаяся власти Его. Испытал Фараон, что Бог есть Господь сил, когда Он не токмо чрез Ангелов, но и чрез малейших животных, каковы суть жабы, мухи и комары, и не токмо чрез животных, но и чрез неодушевленныя вещи, каковы суть град, огнь, тьма, болезни и прочая сим подобная, брань произвел против него. Отсюду видим, что Христос воистинну есть Господь, и собственно Бог, а не тварь, как мнили Ариане и другие премногие еретики. Ибо в сем псалме нарицается Он Господь сил, или Господь воинств, которое имя во всем Священном Писании единому Богу приписывается; еще же и Царь славы, то есть, Царь небеснаго Иерусалима, или града пресветлаго, превеличайшаго и вечнаго, которое наименование без всякаго сомнения приличествует единому истинному Богу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы

См. Толкование на Пс. 23:7

Прот. Григорий Разумовский

Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы

См. Толкование на Пс. 23:8