Толкования на Пс. 24:8

Свт. Афанасий Великий

Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути

Сего ради законоположит согрешающим на пути. Просветит грешников, покажет согрешающим путь.

Толкование на псалмы.

Прп. Амвросий Оптинский

Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути

Благ и прав, то есть праведен и правосуден, Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути.

Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись, глаголя во Святом Евангелии: покайтеся… аще не покаетеся… погибнете (Лк. 13:3).

Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые, хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную надежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить прощение. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что благ Господь ко всем каюшимся искренно и с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Несть бо грех побеждают человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия или нерадения не хотят каяться; также и для тех, которые, хотя иногда и приносят покаяние, для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Тайн; а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают. Сказано апостолом: Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1 Кор. 11:29).

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-9 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим

«Благ и прав Господь». Не без причины употребил я слова сии, говорит Пророк, но зная, что Владыка не только правдив, но и человеколюбив. Сему везде научает нас божественное Писание. Таково следующее изречение: «милость и суд воспою Тебе Господи» (Пс.100:1); и другое: «милостив и щедр Господь и праведен» (Пс.111:4); и: «Бог наш милует» (Пс.114:4); и еще: «Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день» (Пс.7:12).

«Сего ради законоположит согрешающим на пути». «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим». Яснее перевел это Симмах: посему укажет согрешающим путь; потому что, водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойство вещей, и ведет к познанию всякаго своего домостроительства, чтобы простота, став напутствием к неведению, не причинила им великаго вреда. Потом Пророк показывает свойство упомянутых им путей.

Евфимий Зигабен

Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути

Благ и прав Господь

Благ Господь, ибо Он милует нас, прав, ибо праведно наказывает за грехи, так как правым называется, по Феодориту, тот, кто прав и праведен в судах и решениях своих.

Сего ради законоположит согрешающым на пути

См. Толкование на Пс. 24:9

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

Пророк ободряет себя надеждою получить просимое, утверждая, что Господь есть благ и праведен, и потому человеколюбно исправляет согрешающих. Тако бо являет и благость Свою и правду: благость в разсуждении человека, а правду в разсуждении греха. В Еврейском тексте вместо законоположит, читается, научит грешников пути. Откуду явствует, что Бог дает закон не просто, но чтоб научить и убедить людей, дабы хранили его. Ибо слова сии соответствуют вышереченным: пути Твоя скажи ми, и стезям Твоим научи мя: настави мя на истину Твою. Тамо убо просил Бога, дабы научил его, а здесь утверждает, что Бог по благости Своей прошение его исполнит. Понеже де благ и прав Господь, и потому любит людей, а грехи ненавидит; сего ради закон полагает согрешающим на пути жизни сея, дабы и они из неправедных и злых соделалися праведными и благими.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути

Псалмопевец совершенно уверен, что Бог дарует ему внутреннее просвещение и побудит к точному исполнению Божественных заповедей, так как Бог благ и в благости Своей не оставит Своим руководством смиренного и согрешающего не по злобе, и укажет, как идти путем Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 8-10 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его

«Наставляет грешников на путь». Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми - особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду - обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. - «Все пути Господни» - все действии Бога; «хранящие завет Его и откровенья» - жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

Прот. Григорий Разумовский

Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути

По переводу с греческого стих сей читается так: «Благ и праведен Господь. Посему согрешающим укажет путь закона». В этих словах пророк выражает основание своей надежды на помилование. Благ, говорит, Господь, потому и милует согрешающих. Но Он и праведен, ибо праведно наказывает за грехи, – праведен в судах и решениях Своих. По благости Своей Господь любит людей и прошения их исполняет, а по праведности Своей, по правосудию, полагает закон для согрешающих на пути жизни сей, для того чтобы они, раскаявшись и оставя путь неправды, из неправедных и злых соделались праведными и благими.

Объяснение священной книги псалмов.