Толкования на Пс. 24:10

Свт. Афанасий Великий

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его

Вси пyтиe Господни милость и истина. Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания.

Толкование на псалмы.

Прп. Амвросий Оптинский

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его

Святой псалмопевец Давид говорит: Вси путие Господни милость и истина, то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези… И в Евангелии сказано: яко же хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им (прежде): се бо есть закон и пророцы (Мф. 7:12).

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и сведения Его

Ибо непрестанно поучающиеся в священных словесах в точности дознают из оных, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено милостию и истиною. Кающимся, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение; непобедимых подвижников добродетели провозглашает и венчает, произнося приговор Свой с истиною; а на живущих беззаконно и неприносящих покаяния налагает наказания по уставам истины.

Евфимий Зигабен

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его

Путями здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть милость и истина для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что он во всем сказываемом ими истинны, так как повелевши хранить их есть Бог —законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами;—заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, — свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после 22 ст. 17-го псалма. Касательно Христа мысль в оных словах явна. Ибо все пути жизни Христовой на земли были милость и истина для усердных искателей нового завета и Евангелия Его, или верующих учению Его и свидетельствам пророков о Нем. Ибо во всей жизни своей Господь миловал людей, благодетельствуя им, и когда учил их, говорил истину.

Некто (быть может Кирилл) говорит: Ты будешь милостив не ради нас; ибо у нас ничего нет заслуживающего священный похвалы, и мы никогда и не были такими, чтобы надлежало нас помиловать, но для имени Твоего, то есть для славы Твоей. Ибо имя здесь означает славу, равно как и в следующих словах: лучше хорошее имя, нежели великое богатство. Иные называют грех великим (многим), поскольку он почти беспределен, не сам по себе, но поскольку противополагается беспредельному Богу.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его.

К вышереченным присовокупляет и сие, что люди кроткие не токмо наставляемы бывают Богом, но и вся дела Божия в разсуждении таковых не что иное суть, как милость и истина, то есть: милосердие и правда, поелику правда берется за верность и истину, которая делает то, что Бог исполняет верно все, что ни обещает. Под именем путей Господних иногда означаются дела, чрез которыя Бог некоторым образом приходит к нам, иногда разумеется закон Господень, который Он дает нам, дабы мы посредством онаго аки прямым путем восходили к Нему, а иногда означает такой закон, который Сам Он употребляет, когда чрез дела Свои низходит к нам. Понеже Давид много уже глаголал о пути Господни перваго рода, то есть, о законе данном нам: для того присовокупляет нечто о пути Господни последняго рода, то есть, о законе, егоже Сам Себе положил, и хранит в разсуждении нас. Глаголет убо: вси путие Господни милость и истина, то есть, закон, или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит в милости и истине, то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении оных. Но с кем поступает Бог по закону сему? и кому являет милость и истину? Взыскающим завета Его, и свидения Его. Заветом Божиим нарицает тот договор, который учинил Бог с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и той им в Бога. Сей договор нарицается в Писании заветом потому, что содержит обетование наследия, которое смертию завещателя долженствовало утверждено быть, как и в самом деле утверждено было смертию Христовою, в предзнаменование которыя Моисей, кровию окропляя людей, глаголал: сия кровь завета, егоже завеща Господь к нам (Исх. 24:8; Евр. 9:20). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, который предал Бог людям, потому что чрез закон, как сказали мы инде, свидетельствует нам Бог волю Свою. С теми убо поступает Бог по закону милости и истины, которые взыскуют завета, учиненнаго с Богом, дабы хранить его, и которые подобно взыскуют закона Божия, дабы исполнять его, то есть, с людьми благорасположенными, Бога боящимися и любящими. В Еврейском тексте вместо взыскающим читается хранящим, но в смысле разности нет; ибо ищущие завета, который, может быть, они забыли, и ищут для того, дабы хранить его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его

См. Толкование на Пс. 24:8

Прот. Григорий Разумовский

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его и свидения Его

Здесь прежде всего нужно знать, что такое завет Господень и свидения Его и кто суть взыскающие завета Его и свидения Его. Завет Господень – это воля Божия, выраженная в законе Его, а свидения, или свидетельства – то же, что заповеди, или закон, свидетельствующие о воле Божией. Воля Божия в отношении к человеку состоит в том, чтобы он не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, в этой воле заключается милость Божия, для того чтобы человек не блуждал по распутиям мира сего, а шествуя истинным путем, достигал вечного блаженства с Богом. Господь по благости Своей указал ему сей путь в законе Своем, который есть истина, как Сам Он есть истина (Ин. 14:6). А потому и взыскающие завета Господня – это те люди, которые, возлюбив закон Божий, постоянно поучаются в нем (Пс. 1:2), и тем самым убеждаются, что все пути Господни суть милость и истина.

Объяснение священной книги псалмов.