Толкования на Пс. 24:14

Свт. Афанасий Великий

Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им

Т. е. завет евангельский. Что же явит, как не путь спасения? Ибо все законоположение Божие направлено к тому, чтобы добрым доставить наслаждение тем, что вожделенно для них. Cиe-то, говорит, явит им, то есть: введет их в наслаждение вожделенным для них.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им

Яснее перевели это Симмах и Феодотион: тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им. Слышим же, что Сам Владыка говорит чрез Пророка Исаию: таинства Мои Мне и Моим [cлов сих не читается в известных ныне изданиях, но по Concord. Gr. 70 vers. Иnterpr. AbrahamИ TrommИИ указываются оныя Исаии в гл. 24, ст. 17]. Ибо не просто всем, но боящимся открывает сие, и указует цель божественных словес Его. Да и по переводу Седмидесяти, «держава Господь боящихся Его», соделывая их непобедимыми и превозмогающими врагов.

Евфимий Зигабен

Держава Господь боящихся его, и завет его явит им

Держава Господь боящихся Его

Господь, говорит, бывает крепостью для боящихся Бога людей, то есть, силою и (как бы) крепостными стенами.

И завет Его явит им

Закон, говорит, Божий откроет боящимся Господа—что? То, что Бог есть крепость для боящихся Его. Ибо это обещает закон Божий. Или под заветом можешь разуметь непосредственно Богом открываемый совет являющий боящимся Его, что они должны делать, и не только это, но и уясняющий им разумение Божественных таинств, что делает и закон, как открывающий сокровенные тайны с чистым намерением читающим его и хранящим повеления его.

Симмах и Феодотион перевели так: Тайна Господня боящимся Его, и завет свой откроет им. Можно послушаться Самого Господа, говорит Феодорит, чрез пр. Исаию говорящего: тайны мои мне и моим (Ис. 24,16).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Держава Господь боящихся его, и завет его явит им.

Сия есть причина, чего ради люди боящиеся Бога во благих присно водворяются, понеже не на вещах тленных и гибнущих утверждаются, но надежды свои на помощи Божией основаны имеют. Держава Господь боящихся Его. Чего же ради боящиеся Бога благонадежно утверждаются на Бозе, аки на некоем крепчайшем основании, – вина есть сия, понеже завет Господень являет им, яко Господь есть держава боящихся Его. Ибо как люди боящиеся Бога совершенно ведают, и часто о том размышляют, что Бог учинил завет с ними, дабы быть их Богом, и аки Отцем чадолюбивейшим, ежели они законы Его сохранят: то из сего завета ясно узнают, что на Бозе, яко на крепчайшем основании, могут безопасно надежду свою полагать.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Держава Господь боящихся его, и завет его явит им

См. Толкование на Пс. 24:12

Прот. Григорий Разумовский

Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им

По переводу с греческого этот стих читается так: «Господь опора боящимся Его. И это докажет им завет Его». Слово держава значит здесь «опора», или «утверждение». Завет по-русски значит «договор», или «союз». Такой договор, или завет, Господь заключил с народом израильским в лице патриархов сего народа – Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 2:24), сущность которого выражена в следующих словах апостола: «Сей завет, его же завещаю дому Израилеву… и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (Евр. 8:10). Для утверждения сего завета Господь дал законы народу Своему, которые повелел в точности сохранять и исполнять. Ревностным исполнением законов люди выражали верность свою завету с Богом, сыновнюю преданность свою Богу, их законоположнику, и страх (боязнь) свой пред Ним. А Господь Бог, в свою очередь, за эту верность и преданность народа завету с Богом являлся защитником его от врагов, крепким помощником и опорой ему во всем, был державою боящимся Его. Таким образом, завет Бога с людьми был явным показателем для боящихся Его, что они на Бога, как на твердую опору, как на крепчайшее основание, могут безопасно возлагать всю свою надежду: завет Его явит им.

Объяснение священной книги псалмов.