Толкования на Пс. 24:15

Блж. Феодорит Кирский

Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои

Очами и здесь опять называет очи ума, которыя Пророк, по словам его, возводит ко Господу, ясно зная, что при Его попечительности избежит козней устрояемых врагами.

Евфимий Зигабен

Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои

Умственные, говорит, очи души моей всегда устремлены к Богу, поелику я знаю, что один Бог извлекает ноги мои из сетей видимых и невидимых врагов моих, когда случится оным быть захваченными ими.

Некто говорит: смотри, не говорят (верующие из язычников), что Он не попустит ногам моим ходить среди сетей, но извлечет из сети, ибо должно, как говорит, прийти соблазнам; но когда имеем очи всегда ко Господу, то ноги, при помощи Его, будут всегда исторгнуты из сетей, так что мы с радостью будем говорить: душа наша, как птица избавилась от сети ловцов; сеть сокрушилась и мы избавились.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Очи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои.

Похваливши вкратце благополучие людей, боящихся Бога, паки обращается к молитве, желая и прося подобнаго себе благополучия. И как самый действительнейший способ умилостивления состоит в том, чтоб умиленным лицем взирать на того, от кого помощи надеемся, и лучше бедность показывая, и скромно молча испрашивать милости у богатаго, нежели ненавистным криком обезпокоивать его, тако и Давид смиренно молится, глаголя: очи мои выну ко Господу. Подобным образом и инде он же глаголет: яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны (Пс. 122:2). Яко Той исторгнет от сети нозе мои: дает причину, чего ради взирает непрестанно к Богу, – понеже де несомненно уповаю, что Он избавит меня наконец от всех искушений, которыя, подобно сетям, повсюду в жизни сей наветуют нам. Оныя слова: очи мои выну ко Господу можно отнести к намерению всегда угождать Богу и ничего не делать противу воли Его. Можно еще отнести и к созерцанию Божия красоты, которую непрестанно пред очами имеют все любящие прямо Бога. Но первое толкование ближе подходит к буквальному смыслу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои

Выну значит «всегда, во всякое время, непрестанно». Сетями называет пророк повсюду встречающиеся на пути жизни опасности и искушения ко греху. Обращая речь свою опять на себя, пророк говорит здесь о непрестанном обращении очей своих к Господу Богу и разумеет, конечно, очи духовные, мысленные. Это то же самое, что у подвижников иноческой отшельнической жизни называется всегдашним памятованием о Боге. И лучшим средством для всегдашней памяти о Боге теми же подвижниками признается и советуется «со вниманием повторять святое имя Сладчайшего Иисуса Христа и Бога нашего – день и ночь, всякий час и всякое мгновение, пока напечатлеется в сердце его (безмолвника) сие Божественное речение: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, Сыне Божий, помози мне! Ибо сия Божественная память отгоняет от ума безмолвствующего, ради Бога, всезлобного диавола» (еп. Феофан. Митерикон. М., 1891. С. 22). В этом смысле нужно понимать и это изречение пророка, который говорит как бы так: умные очи мои всегда обращены ко Господу, чтобы непрестанно помнить о Нем и Его призывать на помощь; ибо Он Один властен исторгать ноги мои из сетей вражеских, или, что то же, избавлять меня от напастей, искушений и соблазнов.

Объяснение священной книги псалмов.