Толкования на Пс. 25:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, псалом Давиду

Содержание: Вводится лице уверовавших во Христа, которые отрицаются и сильно противятся участвовать в сонмище иудеев, собравшихся на Господа и на Христа Его.

Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих. Незлобою называет неучастие в злонамеренности и безрассудстве иудеев. И на Господа уповая не изнемогу. Буду иметь твердую опору, на Тебя возложив надежду спасения.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Давиду

И сей псалом, мне кажется, божественный Давид изрек о себе самом. Думаю же, что он написан прежде предыдущаго псалма. В том Давид упоминал о грехе, и о грехе великом (ибо говорит: «очисти грех мой: мног бо есть» (Пс.24:11); а здесь описывает собственныя свои разнаго рода добродетели. Почему полагаю, что произнес слова сии, будучи гоним Саулом и принужденный жить у иноплеменных, где видя, что преданы они злочестию, суеверию и всякому беззаконию, избегал их собраний и общественных пиршеств в честь демонов. Яснее же покажет это истолкование самых речений.

Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу

Водясь простотою, говорит Пророк, не причинив никакого зла Саулу, и так жестоко изгнанный, умоляю Тебя соделаться Судиею моего дела. Ибо знаю Тебя, Боже; на промысл Твой возложил я свои надежды, и уповаю, что не буду предан в руки гонителям.

Евфимий Зигабен

Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих

Суди, говорит, то есть, испытай меня, Господи, еще проницательнее, хотя Ты и наперед знаешь все. Я имею сию смелость потому, что доселе жил в незлобии (а под именем незлобия разумеет перенесение обид и долготерпение); потому что я, не смотря на великие обиды со стороны Саула, никакого однако же зла не воздал ему, хотя и имел возможность воздать, как об этом говорится в 1 Цар., что Давид, не однократно имея Саула в своих руках, не сделал ему зла.

Василий Великий говорит: двояко можно понимать незлобие, или как удаление от греха, совершаемое мыслью: ибо чрез продолжительное внимание с размышлением о благах, как бы отсекая корень зла, сообразно с совершенным уничтожением его, мы получаем название беззлобного; или беззлобие есть неопытность во зле часто по причине юности или некоторого рода жизни, так что некоторые иных зол и не испытывают. Еще некто: Никто согрешающий не хочет судиться с Богом, один только ходящий в незлобии (в Катенах).

и на Господа уповая не изнемогу

Поелику, говорит, я уповаю на Бога, то посему я не буду малодушен и сердце мое не устрашится, ибо я укрепляюсь и делаюсь мужественным чрез надежды, которые имею на Бога. Слова сии употребляются в отношении ко врагам, как видимым так и невидимым.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалом Давиду. Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу.

СОДЕРЖАНИЕ.

Сей псалом равнаго содержания с псалмом седьмым. Давид написал его по случаю тех несносных клевет, коими обвиняем был, аки бы царство похитить желал, и того ради принужден был странствовать и укрываться. В нем приводит Бога свидетелем невинности своея, и просит Его о избавлении своем.

Давид, имея дело с царем Саулом, просит суда у Бога Царя царей. Ибо в тогшних обстоятельствах не имел он никого другаго на земли, у кого бы мог потребовать суда. Суди ми Господи, то есть: Ты, Господи, буди мой судия, и не попусти мне судиму быть от Саула, но суд сей Ты произведи. Яко аз незлобою моею ходих, то есть: я смело требую суда Твоего потому, что совесть моя, которую един Ты видиши, меня не обличает. И потому на Тя, Господа моего, уповая, не изнемогу, то есть: уповая на правосудие Твое, на суде сем не постыжуся, но превозмогу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу

Этот псалом мог быть написан во время Саулова или Авессаломова гонения. Давиду угрожает опасность жизни; ввиду своей невинности и твердой надежды на Бога, он молится о помощи, именно о суде Божием, потому что если Бог станет судить его, и разберет дело между ним и его противниками, то приговор будет в его пользу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь

Давид по псалму представляется живущим около скинии, которую он мог посещать свободно, по своему усмотрению (ст. 6, 8); кругом его были враги лживые, коварные (ст. 4), и злонамеренные (ст. 5), жаждущие крови и злодейств (ст. 9, 10). Таким положение Давида могло быть только в начале восстания Авессалома до бегства его из Иерусалима, но не во время гонений от Саула, когда он не только беспрепятственно и открыто, как изображено в этом псалме, но и тайно не мог посещать скинии: за ним всюду следили и он находился в постоянном бегстве. Засвидетельствование Давидом в том псалме «своей непорочности» пред Богом означает здесь не исповедание полной невинности пред Ним, а непричастности, незаслуженности и несправедливости тех обвинений, которые возводились Авессаломом и его сторонниками на него, как на несправедливого судью, кровожадного человека и дурного администратора.

Рассуди и исследуй мое дело, Господи, чтобы показать незаслуженность моих бедствий

«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности» − назначь надо мною и врагами моими суд, чтобы пред всеми показать мою невиновность в тех преступлениях, которые они возводят на меня. − «Уповая на Господа, не поколеблюсь» − моя вера в Бога, как Судью праведного, является основанием моей уверенности, что я не буду уничтожен врагами.

Прот. Григорий Разумовский

Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь

Псалом этот не имеет никакого другого надписания, кроме обычного: Псалом Давиду.

По содержанию своему сей 25-й псалом имеет некоторое сходство с псалмом 7, в котором Давид, молитвенно обращаясь к Господу Богу, просил защитить невинность и правду его против врагов его, клеветавших, будто он хочет отнять царский престол у Саула и замышляет козни против помазанника Божия, вследствие чего будто бы принужден бегством укрываться в чужих областях. Так и в настоящем псалме, составленном, очевидно, до вступления на царство, как бы оправдываясь против тех же клевет, Давид просит суда у Бога и, приводя свидетелем своей невинности Самого Бога, просит избавить его от нападений со стороны нечестивых и злобных врагов его, с которыми он не имел никакого общения.

Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу

Имея дело с царем Саулом, Давид не имел никого другого, к кому он мог бы обратиться за судом, а потому просит суда у Самого Бога, Царя царствующих: Суди ми, Господи. Ты знаешь, что я не воздавал злом за зло, никому из врагов моих не делал никакого зла и во всех обстоятельствах моей жизни я уповаю на помощь Единого Бога, а потому, надеясь на Твое, Господи, правосудие, уверен, что устою на суде сем и не посрамлюсь, но превозмогу: на Господа уповая, не изнемогу.

Объяснение священной книги псалмов.