Толкования на Пс. 25:2

Свт. Афанасий Великий

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое

Искуси мя Господи, и испытай мя. Если изведаешь глубины души моей, то найдешь, что все попечение ума моего возлагаю на Твою одну милость. Поступая же так, благоугоден буду пред Тобою, возлюбив истину Твою.

Толкование на псалмы.

Прп. Варсонофий Великий

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое

Вопрос. В Писании сказано: искуси мя, Господи, и испытай мя, и еще: радуйтеся, егда во искушения впадаете различна (Иак.1:2); а в другом месте: не введи нас во искушение (Мф.6:13), Господи; и еще: молитеся, да не внидете в напасть (искушение). Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений.

Ответ. Сказать: искуси мя, Господи, и испытай мя, может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя, - сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам; и отсюда несомнено происходят радость и преуспеяние; ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: не введи нас во искушение, означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения; потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: молитеся, да не внидете в напасть. Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 389.

Блж. Феодорит Кирский

Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое

И отсюда видно, что псалом написан ранее греха; потому что, как живущий в простоте и незлобии, непознавший опытом греха, желает опасных подвигов. Утробами же и сердцем называет помыслы; и о сем говорили мы многократно.

Евфимий Зигабен

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое

Искуси мя, Господи, и испытай мя

Это говорит Давид не по гордости, но просит, чтобы был испытан или дознан в отношении к прошедшим случившимся с ним событиям, и был искушен, т. е. также испытан и дознан и в отношении к будущему, тверд ли он в расположенности своей как прежде, так и после.

Разжжи утробы моя (проникни огнем почки мои) и сердце мое

Почками Давид изображает вожделение, а сердцем гнев И как бы так говорит: испытай почки и сердце мое, как испытывают златоплавильщики золото посредством плавильни. Ибо я ни вожделения не имел к царству Саула, ни ярости ко причинению ему мщения.

Другой толковник говорит (может быть св. Кирилл): С вероятностью можно сказать, что ум святых радуется, когда кому либо из них предлежит испытание за добродетель, ибо они знают, что когда в ком есть благоухание добра, в том непременно откроется ясно сия сила, подобно благовонию ароматов, когда их бросают в огонь. Потому то и говорит: Искуси меня: и тогда мы весьма хорошо будем испытаны. Феодорит: и из этого видно, что этот псалом написан прежде греха. Ибо, живя в простоте и незлобии и не испытав греха, он желает трудных подвигов; а почками и сердцем называет помыслы.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое.

Понеже сказал: яко аз незлобою моею ходих, то сие доказывает свидетельством Бога, Который обмануться и обмануть не может. Ибо не с тем сие глаголет Богу: искуси и испытай, аки бы Он чего-либо не знал, но дабы другим то показал, что Он видит един. Таким образом Давид, надеяся на добрую совесть и на незлобие сердца своего, ко Господу глаголет: искуси мя, и испытай мя, то есть: прилежно истяжи, так ли в самом деле есть, как я говорю, проникни в самыя внутреннейшия и глубочайшия сокровенности сердца моего. Паче же, разжзи утробы моя и сердце мое: то есть, испытай самыя помышления и желания мои с таким тщанием, с каким испытуется злато, огнем искушаемое. Итак, в сем месте не о том просит Давид, чтоб Бог испытал и искусил его бедствиями, и разжег утробу и сердце его огнем скорбей, как некоторые толкуют, но напротив того, просит избавления от врагов, представляя свою невинность, и желая, чтоб Бог открыл оную людям, и клеветы врагов самым делом отразил, яко всевидящий и вся испытующий.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое

«Расплавь внутренности мои и сердце» - суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств.

Прот. Григорий Разумовский

Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое

Искуси значит то же, что и испытай. Разжзи – от слова «разжизати» – разжигать; разжзи утробы моя – значит, разожги, расплавь на огне внутренности, т.е. проникни в самые внутренние, сокровеннейшие и глубочайшие помыслы и чувства души моей. Образ выражения взят здесь от действий мастеров плавильного искусства, которые пробуют, испытывают достоинство металла, разжигая и переплавляя его на огне. Господу Богу, как всевидящему и всеиспытующему, известны были, конечно, незлобие и невинность Давида по отношению к Саулу и другим врагам его; но Давид, зная это и предоставляя себя суду Божию, просит, чтобы Господь эту невинность его открыл пред людьми и таким образом самым делом отразил клеветы врагов его.

Объяснение священной книги псалмов.