Толкования на Пс. 27:7

Свт. Афанасий Великий

Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему

И процвете плоть моя. Этим ясно проповедует Воскресение.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему

См. Толкование на Пс. 27:6

Евфимий Зигабен

Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему

Господь помощник мой, и защититель мой

Это выражает уверенность в том, что Господь помощник Его.

На Него упова сердце мое, и поможе ми

Поелику, говорит, я уповал на Бога, как единственно истинного, то посему я не обманулся в своей надежде, но получил от Бога помощь.

И процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему

Тело мое, говорит, которое прежде иссохло было от беспокойства и злострадания, теперь ожило и прозябло, как растение. Посему от воли, или произвольно и охотно, а непринужденно буду славословить и благодарить Господа. Подобно сему и следующее: волею принесу Тебе жертву (Пс. 53,6). А исповеданием называет благодарение, как мы изъяснили.

Божественный Кирилл сказал: Я, говорит, получил помощь, так что и плоть моя процвела, по причине великого утешения. Ибо написано: когда весело сердце, то и лице цветет. А находящееся в печали помрачается. Ибо скорби сильно изнуряют лице, а веселие восстановляет.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему.

Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой Пророк благодарит Бога за оказанную ему милость. Ибо доселе видели мы, какия возсылал он молитвы, находяся в бедствиях: а сим благодарственным гласом извещает, что молитвы его не тщетны были. И тако своим примером подтверждает, что Бог всегда готов подавать Свою помощь, коликократно ни воззовут к Нему раби Его. Ту же мысль в следующем стихе пространнее изъясняет, нарицая Бога помощником и защитителем своим, или, как в Еврейском тексте изображено, крепостию и щитом своим, дабы чрез сие показать, что он чудесно избавлен был от врагов. К сему присовокупляет веру или упование свое, на которое взирая, Бог помог ему преодолеть коварства врагов. Ибо часто случается, что призывающие Бога неверием своим отревают Его помощь. В третьем месте глаголет, что с радостию и веселием его сопряжено будет свидетельство благодарности. Ибо хотя и лицемеры прибегают к Богу, находяся во утеснении, но как скоро избавлены будут, забывают своего избавителя и предаются безумной радости, без принесения благодарности. Итак вся сущность слов состоит в том, что Давид не тщетно уповал на Бога. Ибо на самом деле испытал, что Господь силою Своею всегда вооружен предстоит к защищению и спасению верных Своих, и что причина истинныя и твердыя радости его сия есть, понеже чувствует, что Бог был милостив к нему; почему и он обещает быть навсегда благодарным Богу. Оныя слова: и процвете плоть моя, по переводу седмидесяти толковников, означают то, что Давид, избавлен будучи от изнурения, которое претерпел он во время бегства своего, не токмо духом оживотворился, но и телом помолодел и процвел, возвратив целоздравственное состояние и юношескую крепость сил.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Господь помощник мой и защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся Ему

Словами сего стиха пророк, во-первых, выражает, что единственным помощником и защитником в различных бедствиях и трудных обстоятельствах скитальческой жизни его был Господь, во-вторых, тут же показывает и причину, почему Господь Бог помогал ему и защищал от вражеских козней и напастей – это потому, что он сердечно уповал на Бога; ибо нередко случается, что иные призывают Бога и молятся, но не имея твердой веры и крепкого упования, не получают просимой помощи и заступления. Далее явственно исповедует, что последствием полученной от Бога помощи было то, что он, будучи избавлен от изнурения, которое претерпел во время бегства от преследований, не только оживотворился и воспрянул духом, но и телом помолодел и процвел: и процвете плоть моя. Словом «плоть» означается нередко не только тело, но и вообще – внешнее состояние, а потому Давид как бы так говорит: избавившись от страданий в бегстве, я не только ожил духом, но и расцвел телесно, возвратив прежнее здравие и юношескую крепость сил. После того опять выражает чувства благодарности за полученную помощь: и волею моею исповемся Ему, т.е. добровольно, а не принужденно (вследствие, например, законных предписаний), с великою охотою и радостью буду благодарить Господа, исповедовать Его милости и благодеяния, оказанные мне.

Объяснение священной книги псалмов.