Толкования на Пс. 28:10

Свт. Афанасий Великий

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

Господь потоп населяет. Потопом называет множество уверовавших, по сказанному: наполнится вся земля ведения Господня, якоже вода многа в мори покрыет (Авв. 2,14). И сядет Господь Царь во век. Это подобно сказанному: поклонится всяко колено (Ис. 45,23).

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

«Господь потоп населяет». Потоп есть разлитие воды, которая делает невидимыми все вещи и очищает, что прежде было осквернено. Посему потопом Пророк называет благодать Крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась наконец способною стать Божиею обителью в Духе. Согласно же с сим сказанное и в тридцать первом псалме, где после слов: «беззаконие мое познах, и греха моего не покрых… за то помолится к Тебе всяк преподобный», Пророк присовокупил: «обаче в потопе вод многих к нему не приближатся» (Пс. 31,5-6), ибо не приблизятся грехи к принявшему Крещение отпущения грехопадений водою и Духом. Близко к сему и то, что находим в пророчестве Михея: «Яко Волитель милости есть. Той обратит и ущедрит ны, и погрузит неправды наша и ввержет в глубины морския» (Мих. 7,19-20).

«И сядет Господь Царь в век». Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы Престолом Своим.

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Господь потоп населяет, и сядет Господь царь в век

Потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, возсоздаст, обновит и соделает новою тварию. Почему и блаженный Павел взывает: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5:17). Совершив же сие, говорит Пророк, не попустит уже иметь место нечестию, но будет царствовать в век.

Евфимий Зигабен

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

Господь потопа населяет

Под потопом разумеет здесь язычников, как потопленных наводнением страстей, Итак Христос, говорит, поселит язычников в странах, то есть, в церквах Своих или, по разумению Василия Великого, понимай Божественное крещение, которое потопляет грехи. Христос введет сие крещение в церкви свои.

И сядет Господь царь во век

Царь верных—очищенных крещением есть Христос, как сам Он сказал: дана Мне власть на небеси и на земли (Матф. 28,18). Сядет—сказано вместо—пребудет царем всегда. Ибо сидение означает неподвижное водворение.

Тот же Василий говорит: По просиянии души и с потопа крещения Бог, водворившись в ней, делает ее для себя как бы престолом своим.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.

Некоторые мнят, что Давид применяется здесь к оному достопамятному мщению Божию, которым Он единожды землю потопил, и чрез то засвидетельствовал всем векам, что Он есть судия всех человек. Которое мнение хотя и справедливо, но мысль Пророка далее простирается. Ибо он, одну и ту же материю продолжая, знать дает, что и самыя наводнения, которыя погибелию земле угрожают, так соразмеряются промыслом Бога, что кормило правления всегда в руках Его является. Таким образом, между прочими доказательствами всемогущества Божия и сие припоминает Давид, что Бог и тогда, когда стихии мира в величайшем по-видимому безпорядке между собою смешиваются, и как бы сливаются, седя на небесном престоле Своем, безпорядок сей управляет, и по Своей воле располагает. Для того далее выразительно присовокупляет: и сядет Господь Царь в век. По второму же разумению, Господь тогда потоп населит, когда, при явлении будущаго суда, откроет тайная сердец, и на благих убо всякаго рода благая, на злых же всякаго рода злая излиет, и тако отъяв от среды всякое иное начальство, т.е. и царство диавола и власть нечестивых людей, един сядет Царь в век.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

За грозою следует большое наводнение, род потопа; и так как этот потоп служит проявлением силы Божией, открывающейся в нем, то и может быть назван Его местопребыванием, как с одной стороны наказание над врагами, так с другой потоп служит для Бога, так сказать, местом суда, среди которого Он восседает. Такие частные проявления царской и судебной власти Божией свидетельствуют, что Он есть вечный Царь (сядет во век), и потому народ Его с уверенностью может ожидать от Него помощи и благословения. – В ст. 3–9 воды служат образом враждебных народов, нападающих на народ Божий; эти великие и страшные народы (пустыня); гром и молнии служат образом откровения Божия в отношении ко врагам, могущественные цари которых сравниваются с ливанскими кедрами; наводнение есть открывшийся суд Божий.

Господь потоп населяет – обитает в потопе; как, с одной стороны, суд Божий над врагами, так, с другой, потоп служит для Самого Бога, так сказать, судебным престолом, на котором Он восседает.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

«Господь восседал над потопом» - в массе воды, выпадающей при этих дождях, проявляется власть Господа, по воле которого он выпадает. Господь, как на престоле, восседает над тучами.

Прот. Григорий Разумовский

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

По переводу с греческого читаем: «Господь потопленное населит». Всемогущая сила гласа, или повеления Господня проявляется, по сему слову пророка, не только на всех стихиях мира и во всех тварях Его, но простирается и на самые великие наводнения, каковым был всемирный потоп, представлявший собою зрелище смерти и всеобщего истребления всего живущего на земле. Но по слову Господню, или по данному патриарху Ною благословению (Быт. 9:17), обновленная потопом земля стала наполняться людьми – потомками Ноя и разными животными: «потопленное населилось». Значит, Господь, владычествующий во всем мире, и «над потопом восседает» (царствует), как читается по переводу с еврейского, и Он есть Царь вечный, «будет восседать Господь Царем во век» (по тому же переводу). Так как воды потопные были прообразом воды святого крещения в Церкви Христовой (1 Пет. 3:20–21), то и изречение: Господь потоп населяет – означает в пророческом смысле то, что Господь вселенную, наводненную беззакониями идолонечестия, в пришествии Спасителя воссоздаст, обновит благодатью Святого Духа и как бы вновь населит, «покорив вся под нозе Его и посадив Его одесную Себе на небесных» (Еф.1:22, 20) как Царь во век. Изречение сего стиха имеет указание и на второе пришествие Христово, когда приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке, откроет все тайны сердечныя (1 Кор. 4:5) и воздаст каждому по заслугам, – когда одни пойдут в муку вечную, а другие – в жизнь вечную (Мф. 25:46), и тогда, победив всех врагов Своих, Господь Един сядет, как «Царь Царем и Господь Господем» (Откр. 17:14).

Объяснение священной книги псалмов.