Толкования на Пс. 29:2

Свт. Василий Великий

Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Каким же образом Обитающий в вышних может быть вознесен получившими в удел страну низкую? Ежели Бог на небеси - горе, а ты на земле - долу, то как вознесешь Бога? Итак, что же означает у Пророка такое обещание? Не то ли разумеется, что возносят Бога способные составить о Нем великие и достойные понятия, живущие во славу Божию? Посему разумно поспешающий к блаженству возносит Бога, а идущий противоположным путем (невозможно и выразить, в какой степени) унижает Бога.

Да и всякое состояние, соответствующее нашим делам, мы как бы переносим на Самого Бога. Посему, когда мы нерадивы и медленно действуем, говорится, что Бог спит, почитая нас недостойными бодрственного Своего над нами надзора. А как скоро, почувствовав вред от сна, скажем: «Востани, вскую спиши, Господи» (Пс. 43,24), «не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля» (Пс. 120,4). А другие как бы отвращают от себя очи Божии, потому что делают постыдное и недостойное очей Божиих. Раскаивающиеся же говорят: «Вскую лице Твое отвращаеши». И кроме сих есть еще изринутые из памяти Божией и как бы производящие в Боге забвение о них. Таковые говорят: «Забываеши нищету нашу и скорбь нашу» (Пс. 43,25). И вообще, что говорится о Боге человекообразно, то производят люди, делая для себя Бога таким, каким каждый сам себя предуготовил.

Итак, «вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне». Не потерплю в жизни моей ничего низкого, ничего презренного. И откуда во мне сила возносить? Потому имею ее, что Ты предварительно «подъял мя еси». Выразительно сказал Пророк: «Подъял мя еси» - вместо: вознес меня и поставил выше восстающих на меня. Ты подъял, как иной, подняв рукою отрока, не умеющего плавать, ведет его на верх воды. Посему кто при помощи Божией востал от падения, тот обещает Богу возношение добрыми делами. Или - Ты подъял, как иной ослабевающего борца, поддержав в минуту падения и сделав сильнее соперника, доставляет ему случай победить, а противника лишает радости о его падении.

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать девятый псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Восприяв на Себя, Владыка, наш начаток, все естество сподобил чрез Него спасения, и не попустил, чтобы издевались над нами враги и неприязненные демоны.

Евфимий Зигабен

Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя ecи

Как может смиренный человек вознести высокого Господа? Без сомнения не иначе, как признавая Его, согласно с словами Великого Василия, высоким. Ибо тогда человек величает Бога—когда почитает и называет Его величайшим: как напротив унижает и умаляет Бога, когда мыслит и говорит о Боге низкие и неприличные мысли и слова. Сказал—Ты поднял меня, вместо— поднес и облегчил меня падшего под грехом, подложив под меня руку помощи своей.

По словам Василия Великого: Ты поднял—означает—Ты возвел меня от стремления вниз, подняв на возвышенность, подобно тому как поднимает кто либо рукою и держит на поверхности воды неумеющее плавать дитя.

И не возвеселил врагов моих о мне

Если разуметь сии слова о Давиде, то они показывают, что Бог не возвеселил врагов Давидовых после того, как чрез пророка Нафана угрожал предать им царство Давидово и не предал. А если понимать о Церкви, то врагами называет демонов, если же—о Езекии, то врагами называет Ассириан. Сих то врагов, говорит, не возвеселил Ты, Господи, то есть, не дал им порадоваться надо мною.

Говорит божественный Василий: Впрочем не скорби посылаемые на святых для испытания доставляют невидимым врагам нашим радость; но когда в скорбях изнеможем и когда мысли наши стеснятся при утомлении нашем от частых злостраданий, тогда они веселятся, рукоплещут и радуются.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Аки бы рекл: аще и зело высок еси, Боже, и никтоже есть превыше Тебе, обаче ради не хотящих признавать величества Твоего, вознесу Тя песнию моею, и елико сил во мне есть, потщуся, дабы все познали, колико высок еси. Сие же сотворю того ради яко подъял мя еси, то есть, яко от самаго низкаго и презреннаго состояния моего на высоту царскаго престола вознесл мя еси. И понеже Ты вознесл мя еси, сего ради и аз вознесу Тя, не моим силам приписуя возвышение мое, но величию милости Твоея. Ты вознесл мя еси, аз же смирюся, да Тебя вознесу. Ибо от онаго возвышения моего воспоследовало то, что враги мои, чрез долгое время искавшие убить меня, не только не возимели случая порадоваться о погибели моей, которой они с нетерпеливостию желали, но вопреки, великою печалию объяты были, видя возвышение мое, которому они всеми силами воспрепятствовать старались: вознесу Тя, Господи, яко не возвеселил еси врагов моих о мне.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Вознесу Тя, Господи, яко подял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Псалмопевец будет прославлять Господа за милостивое спасение от смерти; с ним должны прославлять Господа и все благочестивые люди за оказанную благодатную помощь, которою Бог создал Себе вечный памятник, – Он скоро обратил свой гнев в милость, печаль в радость.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Вознесу тя, Господи, яко подял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Превозношу Тебя, Господи, за то, что Ты не дал мне погибнуть

«Превознесу Тебя, Господи» - объясняется 13 ст., где Давид обещает вечно восхвалять Господа. - «Не дал моим врагам восторжествовать надо мною» - может быть, что Давид здесь разумел соседей язычников, которые не воспользовались этим случаем народного бедствия евреев для нападения на них, и в этом Давид видит милость к нему Бога.

Прот. Григорий Разумовский

Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне

Вознесу, или «превознесу», как читается в переводах с еврейского и греческого, значит то же, что – прославлю Тебя, Господи. Подъял, от слова подъять – значит: поднял, поддержал. Поднимают то, что упало; поддерживают то, что падает или чему грозит опасность падения. Или еще поднимают на высоту то, что лежит низко или внизу. Здесь пророк Давид говорит, очевидно, о себе и, обращаясь к Господу Богу, выражает намерение свое, или желание, прославить Господа за то, что Он поднял его. Давид происходил из низкого звания и состояния, был пастухом овец; но Господь поднял его на самую высоту земного звания и состояния, поставил его царем народа еврейского. Но прежде чем вступил он на высоту царского престола, нашлись у него враги, которые не только хотели лишить его царства, но еще всячески преследовали его и искали случая убить его. В то время, когда он уже помазан был на царство, по злобе и ненависти к нему царя Саула, он был изгнан из дома и отечества и подвергался всяческим унижениям, а Господь, везде и всегда являвший Свою помощь избраннику Своему, поднял Давида от угрожавшего ему унижения и падения и не допустил врагов его порадоваться погибели, которую они ему готовили. Исполненный благодарных чувств к Господу Богу за такие Его милости, Давид говорит: превознесу, или, что то же – прославлю, Тебя, Господи, песнопениями за то, что Ты из самого низкого состояния поднял и возвысил меня на высоту царского престола и не допустил врагов моих возвеселиться о той злосчастной участи, которой они домогались подвергнуть меня.

Объяснение священной книги псалмов.