Толкования на Пс. 30:14

Свт. Афанасий Великий

Ст. 14-15 Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой

Яко слышах гаждение многих живущих окрест. Гаждением называет злоумышление, и говорит, что враги окружали его, злоумышляя против него. Прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя Господи уповах. Пленяя душу, пленяют сердце; потому что раздражительностью и похотением умерщвляют ум.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 14-16 Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя

«Яко слышах гаждение многих живущих окрест»: Не по догадкам говорю сие, но своими ушами слышав укоризны. Разумеет же под сим и злословие Семея.

«Внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша». «Аз же на Тя, Господи, уповах. рех, Ты еси Бог мой». «В руку Твоею жребии мои». Они, собравшись вместе, замышляют мою смерть; а я знаю Тебя Бога и Правителя. Ибо сие выражает Пророк словами: «в руку Твоею жребии мои»; или, как переводят прочие, в руках Твоих времена мои; то есть, как угодно Тебе, уделяешь каждому и печаль и радость, и снова пременяешь сие по Твоему благоусмотрению. Ибо временами или жребиями называет Пророк перемену в обстоятельствах, богатство и нищету, рабство и господство, мир и войну, а также и иное сему подобное.

«Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя». Потом Пророк показывает и способ избавления.

Евфимий Зигабен

Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша

Яко слышах гаждение (укоризну) многих, живущих окрест

И здесь надобно подразумевать из общего места: помилуй, Господи! Поелику, говорит, я своими ушами слышал обвинения от всех окрестных жителей. И один из них был Семей, который поносил Давида, во время его бегства, как повествует 2 Царств, гл. 16.

Внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша

Собравшись, говорит, враги мои все вместе касательно меня, посоветовались отнять у меня душу, то есть, у тела моего, иначе сказать, сговорились умертвить меня. Здесь говорит Давид о смертоносном совете Ахитофела, о каковом совете и о прочих ухищрениях он узнал посредством Садока и Aвиaфapa—священников, как повествует 2-я Царств в главе 17-й.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

Описывает другое бедствие свое, от известнаго гонения произшедшее, то есть, что стал быть в презрении у соседственных народов, слышавших о безчестном бегстве его; и что самые друзья его и знакомцы стали бояться, дабы имея союз с ним, не подпасть гневу Авессалома, и не лишиться жизни, ежели сей паче чаяния победителем сделается. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим, то есть, злость врагов моих сделала то, что я стал быть смех соседям, и страх знаемым и друзьям: ибо многие из них, видя меня бегущаго, сами побежали от меня, то есть, совсем оставили, бояся лишиться жизни, ежели бы присоединилися ко мне. И тако забвен бых яко мертв от сердца, то есть, так меня забыли все, что аки бы никогда не знали, и так из сердца своего изгнали, что аки бы давно я умер, и погребен был; ибо мнили, что я совсем уже погиб. Бых яко сосуд погублен, то есть, все как друзья, так и знаемые, и соседи, живущие окрест, презрели меня на подобие сосуда разбитаго и ни к чему негоднаго. И сие явствует оттуду, что я сам слышал многих, поносящих и ругающих меня: яко слышал гаждение многих, живущих окрест. Сими словами, как кажется, припоминает ругательство Семея онаго, который в лице его злословил, и притом камни пустить дерзнул на него: ибо Семей так мнил о Давиде, что он яко изгнанный из государства, никакой силы впредь иметь не может, но яко сосуд непотребный вон из двора извержен навсегда пребудет. Сие злословие Семея обстоятельно описано во второй книге Царств, гл. 16. И хотя во оном месте упоминается об одном токмо злоречущем Семее, но вероятно, что и многие в то время злословили Давида, как сам он здесь без сомнения истину о сем глаголет: слышах гаждение многих, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

Повествует священная история во второй книге Царств в гл. 17, что после злословия Семеова собран был совет у Авессалома, дабы убить Давида. И сие то есть, о чем в стихе сем упоминается, аки бы сказал Пророк: в то самое время, когда здесь в присутствии слышу злословящих и ругающих меня, они в присутствии во Иерусалиме составляют совет умертвить меня.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Сергий Терновский

Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша

Гаждение - порицание.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша

«Исторгнуть душу» - лишить жизни.

Прот. Григорий Разумовский

Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша

Гаждение значит – злоречие, порицание, хула. Окрест значит – кругом, со всех сторон. Вкупе – вместе. В те дни (время гонения Саула и восстания Авессалома), продолжает Давид, посмеяния и хульные ругательства сыпались на меня со всех сторон. Я сам слышал злоречие и ругательства от многих. Здесь, конечно, припоминает поступок того Семея, который не только злословил Давида прямо в лицо, но даже дерзнул бросать в него камнями и грязью (2 Цар. 16:5–10). Хотя библейская история рассказывает один этот случай публичного порицания Давида, но самому ему, без сомнения, известны были и многие другие подобные случаи, почему он и говорит: слышах гаждение многих. Кроме того, было немало случаев, когда враги его собирались вместе для совещания о том чтобы лишить жизни Давида, убить его (2 Цар. 17:1–4). О чем он и говорит: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Прияти душу и значит: отнять жизнь.

Объяснение священной книги псалмов.