Толкования на Пс. 32:9

Свт. Афанасий Великий

Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася

Бытие указывает на существенное в разумных тварях, а творение означает пременение их от худшего в лучшее. Темже аще кто во Христе, нова тварь. (2 Кор. 5,17).

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася

К двум предыдущим выражениям: «да убоится вся земля» и «да подвижутся вси живущии по вселенней», присовокупил два также выражения: «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася». Поскольку человек сложен из земного состава и из души, обитающей в теле, то образованное из земли называется землею, а душа, которой дано в удел обитать в теле, именуется жителем вселенной. В соответствие же слову «земля» сказано: «Той рече, и быша», - и образование наше, именно образование из земли, выражается словом «бысть», а сотворение по образу Божию изображается словом «создася», потому что слово «тварь» берется часто в значении изменения и улучшения, как в словах: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5,17), а также в словах: «да оба созиждет во единаго новаго человека» (Еф. 2,15). А может быть, словом «бысть» указывается на первое осуществление человека, а словом «создася» на второе возрождение благодатью Христовою. Но сколько заповедь Божия различается от простого слова, столько же различия между творением и приведением в бытие.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Свт. Григорий Нисский

Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася

Таков смысл Божественных слов: «яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася». Он блаженным делает о имени Его утверждающийся народ, а народом называет Пророк нас, для которых надежда спасения – имя Христово, так как по имени Его называется всякий уверовавший.

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася

См. Толкование на Пс. 32:8

Евфимий Зигабен

Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася

Яко той рече и быша

Сими словами показывает Давид благословную причину страха Божия, о котором сказал выше. Все, говорит, вы должны бояться Бога, потому что Он Творец всех созданий: Он только сказал: да будет то и то, и тотчас было; да будет свет и был свет (Быт. 1,3).

Повеле и создашася

Оба выражения сии означают совершенно одно и то же, как Он сказал,—и сбылось, как Он повелел, и создалось. Или—повеле поставлено для пояснения—рече; потому что Он не просто сказал слово, но, как Владыка и Всемогущий, повелел. Или, согласно с Василием—сказал и сбылось,—мы должны относить к простому творению и созданию людей, а—повелел, и создалось— к созданию и возрождению людей посредством проповеди: ибо Господь повелел Апостолам: идите и научите все народы, крещая их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28,19); почему и все христиане называются новою тварью.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

яко той рече, и Быша: той повеле, и создашася.

Дает причину, чего ради должно единаго бояться Бога: понеже все, что ни есть в мире, создано от Бога, и зависит от мановения Того, от Котораго вся имеют свое бытие. И потому все сущее вне Бога как вредить нам не может, ежели Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не сильно, ежели Он не возблаговолит о нас.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

яко той рече, и быша: той повеле, и создашася

Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны

Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. - «Он повелел и явилось», - разумеется творение Им мира.

Прот. Григорий Разумовский

яко той рече, и быша: той повеле, и создашася

См. Толкование на Пс. 32:9