Толкования на Пс. 32:18

Свт. Афанасий Великий

Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его

Се очи Господни на боящияся Его. Очами Господними именуется Господня всевидящая сила, или нередко Сын и Дух, так что Отец светов как бы посреди двух Светов.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ст. 18-19 Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его: избавити от смерти душы их, и препитати я в глад

«Се очи Господни на боящияся Его». В другом месте сказано: «Очи Господни на праведныя» (Пс. 33,16), а здесь – «на боящияся Его». Когда мы взираем на Господа и очи наши устремлены к Нему, так что можем сказать: «Се яко очи раб в руку господий своих… тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Пс. 122,2), тогда как бы привлекаем Око Господне к воззрению на нас.

«Уповающия на милость Его». Пророк показывает смирение служащих Господу и то, сколько уповают они на милость Его. Кто не уповает на свои доблестные заслуги и не надеется оправдаться делами, тот единственную надежду спасения имеет в милосердии Божием. Ибо когда приводит на мысль слова: «се, Господь и мзда Его» (ср.: Ис. 40,10), чтобы воздать каждому, чего стоит дело его, и когда исчисляет свои злые дела, тогда начинает бояться наказания и трепетать угроз. А чтобы не поглотила его скорбь, взирает на Божие милосердие и человеколюбие и делается благонадежен. Надеется же, что Бог «избавит душу его от смерти, и препитает в глад».

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Свт. Григорий Нисский

Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его

См. Толкование на Пс. 32:16

Прп. Нил Синайский

Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его

Кто не ожидает оправданья от дел, тот имеет одну надежду спасенья – щедроты Божьи. Ибо когда слышите, что Бог «воздаст коемуждо по делом его» (Рим. 2:6), и помыслит о греховных делах своих, тогда боится он наказанья, страшится угроз, но, чтобы не поглотила его печаль, пребывает благонадежным, взирая на Божьи щедроты и человеколюбье.

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его

Боящимся Господа всегда хорошо: они знают Его и Он знает их: познал Господь Своих (2Тим. 2:19); знает Господь, как избавлять благочестивых от смерти (2Пет. 2:9). Не оставит Он погибнуть их.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 18-19 Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его: Избавити от смерти души их, и препитати я в глад

Всеми благами, говорит Пророк, снабдевает благочестие: оно привлекает Божественное промышление, полагает преграду наступаюшей смерти и нищете, дарует же множество благ. Вероятно же, что, во время осады при Езекии, заключенные в городе имели недостаток в необходимом, а потом с гибелию неприятеля избавились и от сего бедствия.

Евфимий Зигабен

Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его

Сии слова сказал псалмопевец о Боге и уповающих на милость Его, а предварительно и преимущественно об Езекии и друзьях его, которые были из числа боящихся и уповающих на Господа.

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его: избавити от смерти душы их, и препитати я в глад

Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами

Бог же любит («око Господне») только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; «душу их спасет от смерти» и накормит во время голода.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 18–19 Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его: избавити от смерти души их, и препитати я в глад

Здесь псалмопевец опять обращает речь свою к тому языку, к тем людям, которых Господь избрал в наследие Себе (ст. 12), и говорит, что всевидящее око Господне, или, что то же, Промысл Божественный с отеческою любовью и заботливостью обращен на людей богобоязненных, уповающих на милость Его, чтобы охранять их от всех бед и опасностей (Пс. 120:7), окружать их Своими милостями и во всем устроять их счастье и благоденствие. Выражения: избавити от смерти и препитати я в глад указывают, без сомнения, на те страшные бедствия общественные, какие испытал на себе еврейский народ в царствование Давида от моровой трехдневной язвы и голода. Но, уповая на Господа, он не был истреблен теми бедствиями и скоро, по милости Божией, получил избавление от них (1 Пар. 21:14–27; 2 Цар. 21:1–14). Нужно думать, согласно с отцами Церкви, что пророк-псалмопевец разумел в словах стиха 19 не телесную только смерть, а и смерть души, и не вещественный только глад, а духовный – лишение благодати Божией и питания Словом Божиим, а потому и мы, христиане, должны помнить, что очи Господни, обращенные на боящихся Его, т.е. на всех верующих и уповающих на милость Его, направлены наипаче к тому, чтобы спасать души верующих от смерти, предохраняя их от тяжких грехопадений и обращая к покаянию, и не дать им погибнуть от «духовного глада слышания Слова Божия» (Ам. 8:11) и «лишения благодати Божией» (Евр. 12:15), но питать и «насыщать алчущих и жаждущих правды» (Мф. 5:6; Ин. 6:27, 33–35).

Объяснение священной книги псалмов.