Толкования на Пс. 34:3

Свт. Афанасий Великий

изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз

Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Умоляю Тебя изречь cиe душе моей, то есть, что Ты будешь помощником ей.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз

См. Толкование на Пс. 34:2

Евфимий Зигабен

Изсуни (излей) меч, и заключи (исход) сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь А.

См. Толкование на Пс. 34:2

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь аз.

Здесь глаголет об оружии наступательном, дабы грубому понятию нашему отвсюду показать присутствие помощи Божией. Оныя слова, изсуни мечь, означают легкое и скорое изъятие меча из ножен, что бывает тогда, когда меч хорошо выглажен и вычищен; ибо напротив того, когда меч ржавчиною покрыт, с великим трудом обнажается, аки бы просто сказал: скорее вынь меч из ножен, и обрати его против гонителей моих. Оный же глагол, заключи, разумеется о заключении того же меча в руке, дабы тверже держался, и сильнее поражал, или как другие толкуют, о заключении и преграде пути, аки бы сказал: загради путь, положи препону, дабы враги приступить не могли. Но как в Еврейском тексте, вместо изсуни мечь, читается – двигни копие, для того можно место сие и так протолковать: приими копие, и вергни его сопротив гонящих мя; таким образом заключи путь им, да не нападают. Впрочем меч и копие у Бога не что иное есть, как гнев Его, то есть, мстительная правда, которою наказывает Он нечестивых. Тако бо читаем Второзакония в главе Втор. 32:41: поострю яко молнию мечь Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам. И в книге Премудрости (Прем. 5:20): поострит напрасный гнев во оружие. Не чудное ли зрелище верной душе представляется здесь, когда помыслит, что Бог стоит за нее вооружен щитом и мечем или копием, и слышит Его глаголющаго в сердце: спасение твое есмь Аз? Хотя бо довольно для всякой безопасности и того, что Апостол в послании к Римляном глаголет: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8:31). Однако Дух Святый, дабы еще сильнее поддержать немощь нашу, описывает Бога не просто, но вооруженна всяким родом оружий, и сражающася противу врагов видимых и невидимых за церковь, и за каждаго вернаго раба Своего. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Понеже упомянул об оружии, то прилично научает здесь, что Бог в таковых пособиях нужды не имеет, но единым словом и врагов поражает, и верным своим благодетельствует. Для того молится и глаголет: рцы души моей, спасение твое есмь Аз. То есть, довольно для спасения моего единаго слова Твоего. Впрочем, хотя бы мог Пророк свойственнее нарещи Бога врачем, нежели спасением, однако весьма прилично употребил здесь имя спасения: ибо врачи и врачевства не всегда исцеляют, ниже проникают во внутреннее существо человека, котораго исцелить желают. Бог же так всегда врачует, что входит в самую внутренность души; и как не может статься, чтоб человек, чувствуя совершенное здравие, не был здрав, хотя бы всего прочаго не имел: так нельзя статься, чтоб Богу исцелить хотящу, и благодатию Своею присутствующу, душа не была здрава, хотя бы всего прочаго не было у ней.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Сергий Терновский

изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз

Заключи сопротив гонящихмя: став напротив, останови и стесни гонящих мя. Ст.12. Безчадие души моей: лишили меня всякой помощи и надежды; сделали, что я остаюсь один. Ст.13. Молитва моя в недро мое возвратится: но я уверен, что молитва моя не останется без плода. Феодор. Ст.15. И не умилишася - не уразумели.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз

См. Толкование на Пс. 34:2

Прот. Григорий Разумовский

Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз

Мечом называется такое оружие, которое имеет вид длинного и широкого ножа, иногда с обеих сторон заостренного – обоюдоострого и которое вкладывается в кожаный футляр, называемый – ножны. Выражение изсуни мечь – значит: «вынь меч», или – «обнажи меч». Заключи от слова заключити – значит: «запереть, затворить». Выражение: заключи супротив гонящих мя – в переводе с еврейского читается: «прегради путь преследующим меня». Таким образом, смысл изречений сего стиха должен быть следующий: выступи, Господи, на защиту меня против гонителей моих и, устрашив их обнаженным мечем, загради им пути преследования, успокой и ободри меня надеждою на Твое спасение, скажи душе моей успокоительное слово: Я спасение твое.

Объяснение священной книги псалмов.