Толкования на Пс. 36:12

Свт. Афанасий Великий

Назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими

Назирает грешный праведного. Это можно понимать и о диаволе. Псалмопевец же утешает этим обидимых; ибо показывает, что беззаконный печалится и раздражается на возлюбивших жизнь спокойную, праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что предвидит скорую его кончину.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 12-13 Назирает грешный праведнаго, и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его

Пророк и сим подает утешение обидимым. Ибо дает видеть, как беззаконник приходит в неистовство и ярость на возлюбивших спокойную жизнь, Праведный же Судия посмевается его предприятию; потому что провидит скорый конец беззаконных.

Евфимий Зигабен

Назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими

Стороною, говорит, и скрытно грешник будет наблюдать за праведником, при своем злоумышлении против него, и будет скрежетать зубами своими, желая растерзать плоти его,—это есть знак великого гнева и ненависти, питаемой против него в сердце его. Под грешником разумеется диавол, который наблюдает за праведниками и скрежещет мысленно своими зубами против нас.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–13 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его

Назирает – значит: «наблюдает, усматривает», прозирает – «видит, предвидит, предусматривает». Здесь, желая утвердить праведника на избранном пути веры и благочестия, пророк увещевает его быть твердым и постоянным в уповании на Бога, в кротости и других добродетелях и не опасаться тайных злоумышлений и наблюдений со стороны грешника, как бы так говоря: хотя грешник, не терпя добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, наблюдает скрытно за праведником, как бы уловить его, и даже, подобно свирепому зверю, скрежещет зубами своими, как бы желая растерзать его, и хотя праведник и не знает о таких злоумышлениях против него со стороны беззаконника, но он не должен забывать, что есть Всевидящий Бог, Который посмеется суетным умышлениям грешника, потому что как Всевидящий, Он видит день падения и погибели его. И хотя Бог и попускает иногда нечестивому убивать праведника или причинить ему какой-либо вред, однако прежде чем успеет он умертвить тело (а не душу) праведника, сам убивает душу свою, уготовляет душу свою «на день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5) и подвергает себя вечной погибели. И потому не достоин ли посмеяния, а вместе и горького сожаления тот, кто, устрояя погибель другому, сам своей близкой погибели не видит?!

Объяснение священной книги псалмов.