Толкования на Пс. 36:25

Свт. Афанасий Великий

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы

Ниже семене его просяща хлебы. Разумеет мысленные хлебы, а это суть божественные словеса.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 25-26 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет

И быв молод, и достигнув старости, сколько знаю, не видал я праведника, лишеннаго Божия о нем промышления, потому что правдивый Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. Так Соломона впадшаго в нечестие, терпел за отцево боголюбие. Выражение же: «весь день милует, и взаим дает праведный» означает оказываемыя праведным всякаго рода благотворения, деньгами, вещами, словом, советом. Делая сие, милует он пользующихся благотворением, и взаим дает Богу их. Ибо сказано: «милуяй нища, взаим дает Богови» (Притч.19:17); потому что одно и тоже есть и милость и даяние взаймы.

Евфимий Зигабен

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника (совершенно) оставлена

Здесь союз—ибо—излишен. Мысль в сих словах такова: я был молод и теперь состарился, но во все время жизни моей не видел праведника оставленным от Бога, ибо хранит Господь всех любящих Его, как сказал в другом месте тот же Давид (Пс. 144,20). Видел, правда, что Бог иногда, по-видимому, оставлял некоторых праведников на малое время, как оставил было и самого Давида, но не оставляет их до конца. По своему усмотрению Он, оставляя, попускает им страдать и чрез страдание сделаться впредь осторожнейшими.

Изъяснение на сие Бож. Кирилла. От юности, говорит, доселе (ибо я состарился) я не видел праведника оставленным.

Ниже семене его просяща хлебы

Я не видел, говорит, и детей праведника нищими и нуждающимися в насущном хлебе; потому что хотя они на короткое время подверглись страданию, но не до конца. Иначе—это сказано Давидом в частности, а не вообще, так как и Давид говорит один, что видел такового, а не все прочие люди. Можно это понимать и в высшем смысле, то есть: я не видел семени праведника алкавшим духовной пищи, как сказано: гладом не убьет Господь душ праведников (Прит. 10,3). Напротив того, понимая это буквально, мы видим, что семя, или дети Иакова просили хлеба в Египте во время семилетнего голода, как замечает великий Василий.

Впрочем, хотя он и один, но весьма достоин веры. Так и Кирилл говорит, что он самый убедительный свидетель сих слов, как духоносный и венчавшийся благодатью пророчества. По словам Оригена,— есть два оставления, одно телесное, нисколько не вредное для нас, другое душевное и пагубное. Итак, смотря потому, сколько мы богатеем праведными делами, столько более получаем помощи, чтобы не быть оставленными до конца; потому—то и не сказал оставленным: но — совершенно оставляемым, потому что праведники на время оставляются, как Иов, чтобы было всем явно, что он праведен.

Прот. Сергий Терновский

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы

Юнейший бых, ибо состарехся: и состарился, то есть от юности до старости не видал праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Слякохся - согнулся.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы

Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 25–26 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет

Здесь псалмопевец из собственного опыта и наблюдения представляет свидетельство особенного промышления Божия о праведнике, и не только о нем самом, но и о потомстве его. Милость и помощь Божия никогда не оставляют праведного человека, и благословение Господне почиет не только на нем, но и на семени его, т.е. на детях и внуках его. Юнейший бых – так говорит о себе псалмопевец, т.е.: я был еще очень молод, и с той самой юности моей, с тех пор как стал сознавать себя и людей, с того самого времени как стал понимать житейские отношения людей между собой и их отношения к Богу, и до сей поры, до самой старости моей (ибо состарехся), во всю жизнь мою я нe видел ни одного верующего и праведного человека, который был бы оставлен Богом и угнетаем бедностью в такой степени, что нуждался бы в куске хлеба. Я не видел даже семени его, т.е. потомков его, до такой степени обедневших, чтобы они своею крайней бедностью вынуждались просить хлеба, или милостыни. Напротив, я, говорит, видел, что праведник всегда имеет возможность другим оказывать милость, сам подает милостыню и уделяет другим взаимообразно. А потому и семя его бывает благословенно от Бога (во благословение будет), т.е. потомки его не только не нищенствуют, не выпрашивают у других хлеба, но и благословляются от Бога всяким довольством и обилием даров земных и духовных.

Объяснение священной книги псалмов.