Толкования на Пс. 36:32

Свт. Афанасий Великий

Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его

См. Толкование на Пс. 36:31

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 32-33 Смотряет грешный праведнаго, и ищет, еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему

Одно и тоже выражает Пророк различно, чтобы более утвердилось в памяти то, над чем долее утруждалось внимание. Говорит же, что Владыка не оставляет без надзора праведника, когда злоумышляют против него люди лукавые, и не дает Своего согласия, когда отваживаются на это, но устрояет так, что праведник прескочит сети. Сим пользовался Авраам в двукратное похищение Сарры. Пользовался сим и Исаак, потерпев то же самое; пользовался Иаков, когда позавидовали ему брат и тесть; пользовался Иосиф, когда нападали на него зависть и клевета. И должно ли перечислять все? Любоведущим не трудно и собрать древнее, и усмотреть новое.

Евфимий Зигабен

Сматряет грешный праведного и ищет еже умертвити его

Смотрит, значит наблюдает, высматривает и подстерегает грешный праведного, стараясь умертвить его. А грешник означает не только неправедного человека, но и диавола, как отца и виновника греха.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 32–33 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему

Другими словами, здесь повторяется то же самое, что сказано в стихах 12 и 13. Праведный, имея закон Божий в сердце и исполняя его, делается противным грешнику, нарушающему закон и пренебрегающему им; потому что любящие и исполняющие закон тем самым являются обличителями беззаконной жизни грешников, которые прилагают особенное внимание к тому, чтобы уловить праведника если не в деле, то хотя в слове, прилежно наблюдают (сматряют), что делает и что говорит праведный, чтобы запнуть стопы его, чтобы нанести ему вред, всячески домогаются, ищут того, чтобы, если можно, умертвить его. Так поступали в отношении к Господу Иисусу Христу злобные и нечестивые враги Его, иудейские книжники и фарисеи, искавшие повода и основания к тому, «како Его погубят» (Мк. 3:2, 6). Но Господь не оставляет праведника без Своей помощи и не предаст его в руки врагов его, не попустит Господь, чтобы праведный остался во власти грешника. «Такого промысла удостоился Авраам, когда дважды похищена была Сарра, и Исаак, подвергшийся тому же, также и Иаков, когда подпал зависти брата и тестя, подобной же милость удостоился и Иосиф, когда вооружились против него завистью и клеветою» (блж. Феодорит [6, с. 172]). И как в настоящей жизни Бог не оставляет праведника, так и во время будущего Суда не осудит, когда грешник будет судиться с праведником, против которого он злоумышлял.

Объяснение священной книги псалмов.