Толкования на Пс. 38:8

Свт. Афанасий Великий

И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть

И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? Справедливо говорит, что имеет упование на Господа, как произнесший суд о житейских развлечениях. И состав мой от Тебе есть, т. е. мое чаяние, или мое терпение.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть

И состав мой от Тебе есть. Все у меня Божие: ничего нет своего, кроме греха, и тело мое Господь создал.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? И составь мой от Тебе есть

Распростившись со всем тем, от Тебя ожидаю помощи. Слово «состав» Акила перевел: нетерпеливое ожидание, то есть, с нетерпением высматривая ожидаю Тебя, Твоего жду благоволения. Потом показывает причину скорбей.

Евфимий Зигабен

И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть

И ныне кто терпение мое? Не Господь ли

Итак, когда, говорить, все вещи таковы и все человеческое тщетно, то что другое может быть моим терпением, моею надеждою? Не Ты ли один, Господи? Подлинно Ты один, и то и другое должно читать вопросительно.

И состав (стояние) мой от Тебе есть

Ты, говорит, Господи, надежда моя; ибо от Тебя зависит бытие мое, то есть, вообще то, что я существую. Посему промысли о своем создании, которое с благодарным сердцем признает Тебя своим Создателем.

Некто толкует: И состав мой от Тебя, то есть, Ты укрепил меня к подъятию и понесению бедствий, наведенных свыше гневом Бога, в качестве чадолюбивого отца, наказующего, чтоб избираемо было лучшее. Посему хотя и наказывает Бог соразмерным своим судом, но Он же оказывается для страдающих твердостию и терпением. Ибо это означает стояние. Акила—стояние— перевел—надежда.

Еп. Ириней (Орда)

И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от Тебе есть

Высказавши таким образом свою скорбь, псалмопевец возвращается в спокойное состояние, и задает себе вопрос: что же, если и действительно так, если жизнь человеческая так коротка и бедственна, и если к тому же еще я совершенно оставлен Богом, – что имею я, на чем бы мог основать свою надежду? Должен ли отчаиваться? – Нет! Я полагаю свою надежду на Господа.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от тебе есть

Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 И ныне кто терпение мое? не Господь ли? и состав мой от Тебе есть. От всех беззаконий моих избави мя: поношение безумному дал мя еси

Слово терпение здесь стоит вместо слова «упование», или «надежда», как следствие вместо причины. «Я терплю злое, неприятное, потому что надеюсь чрез то получить благое». Такие обороты речи нередки вообще в псалмах (см. Пс.39:1, 51:11). И ныне, т.е. после того как жизнь человеческую я признал суетою, на кого мне надеяться? Не Господь ли един должен быть предметом моих благих чаяний и упований? Ты, говорит, Господи, надежда моя, ибо от Тебя зависит бытие мое, то есть вообще то, что я существую. Назвав все человеческое суетным и признав свою всецелую зависимость от Господа, псалмопевец обращается с молитвой к Богу об избавлении его от всех грехов и беззаконий, а вместе с тем от поношений и бесчестия, каким он подверг себя чрез грехопадения. Поношение безумному дал мя еси, т.е. «Ты отдал меня на поругание безумному» Семею, о коем сам Давид говорил, что Сам Господь рече (повелел) ему проклинати Давида (2 Цар. 16:10). Называет здесь безумным того самого, которого прежде (ст. 2) назвал грешным – потому что безумными называются в Писании не одни только лишенные разума, но и вообще злые и беззаконные люди (Пс. 13:1, 48:11, 9:25, 27), которые, при отсутствии здравого рассудка, имеют развращенное сердце и неистовствуют против Бога и благочестивых людей. А повторяет здесь слово о поносителе своем Семее с тем, очевидно, намерением, чтобы частыми жалобами подвигнуть милосердого Бога к помилованию.

Объяснение священной книги псалмов.