Толкования на Пс. 39:10

Свт. Афанасий Великий

Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси

Благовестих правду в Церкви велицей. Великая Церковь есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается, имея Того, Кто оправдывает нечестивого.

Толкование на Псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-11 Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи Ты разумел еси». «Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа

И блаженный Давид в Церкви великой, Божественною благодатию собранной в целой вселенной, дает обещание проповедывать правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие. И само спасенное естество за свое спасение обещает учинить сие именно воздаяние, составить из себя Церковь, подвигнуть уста к песнопению, возвестить правдивый Божий суд, поведать неизреченную благопопечительность, доказать истину пророческих обетований. Выражение: «от сонма многа» Симмах перевел: во множестве, а Акила и Феодотион: в Церкви великой, чтобы из сего было видно, что говорится об одной и той же Церкви.

Евфимий Зигабен

Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси

Благовестих правду в церкви велицей

Правдою здесь Давид называет евангелие, как оправдывающее верующих в оное и хранящих заповеди его, кто бы они ни были, и как данное всем народам, тогда как закон Моисеев дан был одним только иудеям. Оно (евангелие) праведно, потому что призывает ко спасению не того, иди другого, но равно всех людей. А великим собранием называет многолюдные синагоги иудейские, среди которых Господь проповедовал открыто.

Некто под великою церковью разумеет церковь из язычников, как многолюднейшую иудейской и как принявшую большие таинств. А Исихий говорит, что называет (Давид) церковь великою не только потому, что она имеет многолюдный состав, но еще гораздо более потому, что она могла принять всякие и прекрасные- богословские— истины, а за уста церкви под измененным (не собств.) наименованием могут быть приняты преславные апостолы и бывшие после них учители, коим остальное тело церкви не только не воспрещает благовествовать Христа—самоправедность, но еще дает поощрения, доставляет им соответственное в этом содействие (в изд. Своде).

Се устнам моим не возбраню (сие); Господи, Ты разумел сие

Как Ты видишь, говорит, Отец мой, не буду препятствовать устам моим проповедовать людям спасительный слова: и Ты это знаешь, что не попрепятствую в этом; поелику Ты знаешь меня, как своего естественного Сына, как и Я знаю Тебя—моего естественного Отца.

Изъяснение другого, кажется, Оригена: Христос призывает доселе посредством святых евангелистов, и бывающих по временам учителей, которых поэтому можно назвать устами Христа, как и Павел говорит: ищете доказательства на то, Христос ли мною говорит? А это—ты разумел—поставлено вместо—Ты усвоил мне свою правду посредством веры, то есть, как принявши ее охотно.

Еп. Ириней (Орда)

Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси

Псалмопевец другим образом принес уже духовную хвалебную жертву, именно тем, что он в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду и верность обетованиям.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, ты разумел еси. Правду твою не скрых в сердцы моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа

Под «правдой, милостью и истиной» здесь можно разуметь как прославление Давидом в самых песнях, имевших церковно-общественное употребление, Господа, за оказанные ему милости при несправедливых преследованиях врагов, так и то обетование, какое он получил от Бога о происхождении от него обетованного Потомка, т. е., Мессии.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–11 Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа

Объясняя изречения сих стихов в буквальном смысле, нужно сказать, что псалмопевец продолжает в них исповедание пред Богом того, что он уже приносил Богу жертву хвалы и благодарения иным способом, именно тем, что в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду Божию и верность обетования, что по ревности о славе Божией он возвещал о милости и истине Его и о спасении своем в церкви велицей, среди сонма многа. Не скрыл я, говорит он, ничего в сердце своем, но пред многочисленным собранием представителей от всех колен народа израильского чистосердечно возвестил (1 Пар. 28 и далее) как о новом явлении ко мне милости Божией, в дарованном мне обетовании вечного Царства в потомстве моем, так и о последовавшем определении правды Божией, открывшем недостоинство мое пред Богом, относительно построения постоянного храма в Иерусалиме. Но св. отцы (Афанасий Великий, Кирилл Александрийский) и другие толковники и это место, как пророческое, относят к лицу Иисуса Христа и под правдою разумеют проповеданную Спасителем «правду евангельскую» (Мф. 5:6, 20), которая выше Закона, или сени законной (т.е. оправдание верою), под истиною – вообще евангельскую проповедь; спасением называют путь к дарованному Богом спасению чрез веру во Христа (Рим. 3:24–25), путь к благодати, приемлемой тою же верою (2 Тим. 1:9; 1 Пет. 1:13, 20–21). Великою церковию и сонмом пророк называет, говорят толковники, Церковь из уверовавших израильтян и язычников, Церковь Вселенскую. Я благовестил, говорит Христос устами пророка, правду Твою, Боже и Отче Мой, в Церкви Вселенской и не буду препятствовать, не возбраню устнам Моим, т.е. всегда буду проповедовать людям спасительную истину, и Ты знаешь, Господи, что Я не молчал о евангельской правде, не скрывал ее в сердце Моем, но всенародно, пред сонмом многим проповедовал евангельское учение и всем открыл истину Божию (Ин. 16:7) и милость Твою, всем указал путь ко спасению.

Объяснение священной книги псалмов.