Толкования на Пс. 41:9

Свт. Афанасий Великий

В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего

В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его. И еще напоминает об ином чуде. Рапсак, окружив Иерусалим, угрожал, что и Бог не возможет изъяти их из руки ассириан (4 Цар. 18,29). Но Бог обещал: защищу град сей (4 Цар. 19,33), а потом, исполняя обещание, в одну ночь уби сто осьмьдесять и пять тысящь ассириян. А это и означает сказанное: в день заповесть Господь милость Свою. Молитва Богу живота моего. Как уже уверовавший, произносит слова, приличные верующим, Богу приписывая собственную жизнь свою.

Толкование на Псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

В день заповесть Господь милость Свою: и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего

Зная ниспосылаемую всегда Богом милость и ночью размышляя о сем сам с собою, пою и песнословлю так Промышляющаго о нас. Но приношу Ему и прошения, умоляя о том, чтобы мне не быть лишену сего человеколюбия. Потом передает нам и слова молитвы.

Евфимий Зигабен

В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего

Однакож утешением для себя имею Твое человеколюбие. Ибо присовокупил он следующее:

В день заповест Господь милость свою

Ημερας —поставлено вместо — εν ημερα, что означает: явно: Ибо день светел и ясен по причине светящего в нем солнца. Итак, Давид говорит, что Господь явно заповедует, то есть, пошлет милость свою, ибо кто посылает, тот и заповедывает (повелевает). Слово сие пророчествует, что освобождение евреев от рабства будет явно, всем известно и открыто.

И нощию песнь Его (Ему) от мене

Доколе, говорит, нахожусь в плену, я буду петь Богу песни и славословия, во время ночи; ибо тогда только получаю свободу, не имея времени днем, потому что работаю владыкам своим.

Кирилл говорит, что Вавилонские пленники воспоминают здесь чудо, бывшее при Езекии, когда Бог днем обещал дать помощь и милость свою иудеям, а ночью ангел Господень избил 185000.

Молитва Богу живота моего

Не только, говорит, буду петь песни и славословия Богу, но и приносить молитвы Ему о том, чтобы скорее даровал мне свободу. Предметом песни бывает славословие и благодарение Богу, а молитвы прошения к Богу о скором даровании просимого на пользу. Сказал—Богу живота моего—пространнее, вместо моему жизнодателю, так как и—Бог спасениям моего—принимается вместо—Спаситель мой.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 9-10 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг

Заповесть – явит, пошлет как бы чрез вестника милость свою. Песнь Его – и ночью Он подает мне Утешение, так что я могу воспеть песнь Ему. День… и нощью – всегда. У мене – у меня есть молитва, т.е. я имею благодать молитвы; в этой молитве он сначала выражает свое доверие (заступник) и потому жалуется на свои бедствия (почто забыл мя еси).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего

Слова утешительные, назидательные и обличительные. Конечно, и ночью Бог изрекает на нас милостивые Свои судьбы и являет нам щедроты, но днем мы видим более щедрот Его милостей. Милости Божий встречают нас в природе: милость является в успешном совершении дел, милость в любви благочестивых людей, милость в прощении грехов, которые неизбежны при дневной деятельности. И не ночью только мы должны возносить песнопение Господу, но и днем; но Давид для того предоставил ночи песнопение Господу, что днем человек занят делами житейскими и молитва невольно прерывается различными неизбежными встречами, а ночью человек успокаивается от дел своих и в возношении ее ему удобнее сблизиться с Господом. Днем получает благо, а ночью благодарит; днем грешит, а ночью омывает грех покаянием; днем познает нужды свои и своих братии, а ночью молится о восполнении их. Хорошо в одном месте о назначении ночи говорит св. Василий: «Будем отнимать хотя несколько ночных минут у постели и отдавать их на молитву!»

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

В день заповесть Господь милость свою, и нощию песнь его от мене, молитва Богу живота моего

Но эти бедствия не могли поколебать веры изгнанника в Бога. Он ожидает от Него милости и этой верой живет день и ночь.

Прот. Григорий Разумовский

В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене, молитва Богу живота моего

Заповесть значит: «явит, приложит», от слова заповедати – «предложить, повелеть, приказать». «Днем явит Господь милость Свою». Конечно, и ночью Бог не лишает людей милости Своей и являет нам щедроты Свои, но днем мы видим более щедрот Его милости. С милостями Божиими мы везде встречаемся: милость Божия в успешном совершении дел, милость в любви благочестивых людей, милость в прощении грехов, которые, можно сказать, неизбежны при дневной деятельности. И потому не нощию только мы должны возносить песнопение Господу, но и днем. И песнопение это должно быть соединено с усердною молитвой к Богу, подателю и хранителю жизни нашей (Богу живота моего), – молитвой благодарственной и просительной. Но псалмопевец для того предоставил нощи песнопение Господу, что днем человек занят делами житейскими, и молитва невольно прерывается различными неизбежными встречами, а ночью человек успокаивается от дел своих, и в возношении молитвы тогда удобнее ему сблизиться с Господом. Днем получает он благодеяния и милости, а ночью за них благодарит, днем грешит, а ночью омывает грех покаянием, днем познает нужды свои и братии своих, а ночью молится о восполнении их.

Объяснение священной книги псалмов.