Толкования Пс. 42:4

Свт. Афанасий Великий

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой

См. Толкование на Пс. 42:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой

Я имею счастье часто подходить к жертвеннику Божию и исповедаться Ему – не в гуслях, а собственным голосом и голосом поющих и читающих. Слава Тебе и благодарение за то, что Ты даровал мне счастье Давида, даже больше его.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемя Тебе в гуслех Боже, Боже мой

Симмах перевел сие так: да прииду к жертвеннику Божию, к Богу – веселию благодушия моего, и во псалтире исповедуюся Тебе Боже, Боже мой. Желаю же возвращения, стремясь увидеть превожделенный жертвенник Твой, и чрез это узреть Тебя Владыку, который подаешь мне повод ко всякому веселию и услаждению. Там с гуслями возглашу обычныя песнопения; потому что в Вавилоне «на вербиих обесихом органы наша» (Пс.136:2), почитая преступлением закона совершать служение вне места, Тебе посвященнаго.

Евфимий Зигабен

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою.

Я, говорит, войду в храм Божий, где находится жертвенник, чтобы служить и принести Богу жертву. Слова: к Богу, веселящему юность мою, сказываются от лица тех юношей, которые родились в Вавилонском плену. Они то, будучи юны, получили позволение возвратиться в Иерусалим; а родители их, должно быть, умерли в рабстве, не успев возвратиться, потому что плен продолжался 70 лет. Или под юностью разумеет юность усердия, поколику, по охоте к служении Богу, они были молоды. В высшем значении, по словам божественного Кирилла, юностью—называется обновление в святом крещении и отложение ветхого человека.

Григорий Богослов, изъясняя сие говорит: Я знаю и другой жертвенник, образом которого служат ныне видимые (жертвенники), на который не восходили ни орудие каменотесца, на котором не слышалось железо (3Цар. 6,7), либо что иное со стороны художников и хитрецов, но который весь— дело ума и к которому восходят созерцанием. О нем, как думаю, любомудрствует и великий Давид, говоря: вниду к жертвеннику Бога, веселящего духовную юность мою.

Исповемся (буду славить Тебя) в гуслех, Боже, Боже мой.

Я, говорит пленный народ,— снова получу в Иерусалиме прежнее мое состояние, которое он выразил гуслями; ибо, говорит, буду благодарить Тебя игранием на мусикийских орудиях, которые во время Вавилонского плена висели на ивах, потому что на чужой земле они были праздны, не будучи ударяемы, как свидетельствует о том 136-й псалом. В высшем разуме гуслями называется деятельная добродетель, как говорит и в 2-м стихе 32-го псалма, следующими словами: исповедайте Господа гуслями. А—Боже, Боже мой! выражают пламеннейшую расположенность и любовь Давидова сердца к Богу.

Мысли Кирилла и Афанасия: Приложением гуслей, выразил веселие, а повторением восклицания—любовь. Ибо говорит: Боже, Боже мой, чтобы ты знал, что Бога всей вселенной признают особенным своим Богом по ревности и вере как раскаивавшиеся из обрезанных, так и верующие из язычников.

Еп. Ириней (Орда)

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой

Тогда псалмопевец, как бы помолодевши, в радости сердечной приступит к алтарю Господню и благодарственно прославит Его (принесши жертву благодарения). Вниду к жертвеннику – во двор скинии и к жертвенному алтарю, над алтарем Бог является присутствующим (рога алтаря; огонь на алтаре; Исх. 20:24); идти к алтарю значит идти к Богу, который чудесным спасением как бы возвратит псалмопевцу юность и даст ему, помолодевшему, возможность радоваться в святых местах. С евр. «к Богу радости и веселия моего», т.е. Которым я радуюсь и буду радоваться.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой

С возвращением мне прежнего благополучия, говорит св. Давид, когда Господь пошлет мне свет Свой и истину Свою, я получу возможность взойти на гору Его святую, на гору Сион, где водружена была скиния Божия, и подойти к жертвеннику Божию, к жертвенному алтарю во дворе скинии, и буду находиться в невидимом присутствии Самого Бога, и это доставит мне такую радость и веселие, что почувствую возвратившуюся ко мне юность мою, вспомню те юные дни и годы жизни моей, когда я беспрепятственно, в радости и веселии мог беспрестанно хвалить Господа пред святым алтарем Его. И я не останусь неблагодарным Богу за такую милость Его ко мне: я принесу Ему торжественную жертву хвалы и благодарения – исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой – я на гуслях буду славить Тебя, Боже!

Объяснение священной книги псалмов.