Толкования Пс. 43:9

Свт. Иоанн Златоуст

О Бозе похвалимся весь день, и о имени твоем исповемыся во век

Другой переводчик (Симмах) говорит: «Бога воспеваем всякий день». Победа прошла, – говорит, – а благо­дарность в нас остается. «Всякий день», – разумеет всю жизнь. Мы не перестанем воспевать Тебя и хвалиться Твоею помощью; это – наша слава, это – наша похвала, этим мы превозносимся пред всеми; не тем, что мы имеем великий и дивный город, не тем, что первые одерживаем победы, не тем, что превос­ходим других телесной силою, но тем, что имеем истин­ного Бога; этим мы будем хвалиться, не только тогда, когда Ты помогаешь нам, но и когда оставляешь нас. Вот что озна­чают слова: «всякий день». Подобным образом и Павел говорит; «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Нет, подлинно нет другой такой славы. Вот почему еще он говорит: «хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:11). Ничто не может сравниться с такою похвалою. Итак, пусть никто не гордится богатством, никто – чем-нибудь житейским, но только тем, что он имеет Бога своим владыкою. Это – лучше всякой свободы, это – превосходнее самих небес. Если назы­ваться по имени такого-то и такого-то между людьми часто со­ставляет славу, то, представь, какую составляет славу – называться Божиим. Потому и Павел вменяет это в великое до­стоинство, когда говорит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Беседы на псалмы. На псалом 43.

Блж. Феодорит Кирский

О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемся во век

Но всегда молимся о том, чтобы пользоваться Твоею помощию и непрестанно возвещать множество Твоих благодеяний. Пророк сказал: «весь день» вместо: всегда. Так перевел и Симмах – вместо: «весь день» сказал: «всякий день».

Евфимий Зигабен

О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемся во век

О Бозе похвалимся весь день

Не будем, говорит, хвалиться ничем мирским, не смотря на то, что имеем много такого, чем можем хвалиться. Но мы будем хвалиться только тем, что знаем Тебя Бога нашего. Весь день—Акила перевел—всякий день, а Симмах—во всю жизнь.

Слова Златоуста: Мы хвалимся тем, что имеем Тебя истинного Бога, не только тогда, когда помогаешь нам, но и тогда, когда оставляешь нас, ибо это значит—весь день, так как нет другой подобной славы. Посему и Павел говорит: Не только это, но и хвалимся Богом (Рим. 5,11); ибо нет ничего, что бы могло равняться с таковою похвалою. Итак, никто да не хвалится богатством, никто—чем либо житейским, но только тем, что имеет владыкою Бога. Это лучше всякой свободы, это самих небес выше. Ибо если слыть под именем того, или другого часто составляло похвалу для людей, то подумай, какую славу доставляет именоваться именем Божиим. Посему и Павел поставляет это великим достоинством, говоря: те, кои суть Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5,24).

И о имени Твоем исповемыся во век

Будем славить—некоторые принимали за—рассказывать, то есть, о имени Твоем будем рассказывать, исчисляя все великие чудеса и благодеяния, произведенные именем Твоим для праотцев наших и нас потомков их. Или можно понимать и иначе, именно, что будем благодарить имени Твоему. А выражение—во век, по мнению всех, неопределенно везде означает всегда и непрерывно (хотя иногда означает и определенное время, как мы о том скажем).

Еп. Ириней (Орда)

О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во век

Похвалимся, мы хвалимся Богом, а не собственною силою, хвалимся тем, что мы Его народ, Он наш помощник.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во век

Так как все победы наши над врагами, все случаи спасения от их нападений мы можем и должны приписывать ни кому другому, как единому Богу и Его покровительству и силе, то ничем другим и не должны хвалиться, как только помощью Божиею: о Боге, говорит псалмопевец, похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять во век.

Объяснение священной книги псалмов.