Толкования Пс. 43:11

Свт. Афанасий Великий

Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе

И ненавидящии нас расхищаху себе. Ты предал нас на посрамление.

См. также Толкование на Пс. 43:2

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе

Другой переводчик (Симмах) говорит: «ты поставил нас ниже всякого врага». Смотри, как говорит он о тяжелых бедствиях и как прискорбными чертами изображает несчастья, показывая, что и враги, хотя были великими грешниками, однако потерпели достаточное наказание.

То же с преизбытком сделали и отроки в печи, ко­торые воспевали тогда и говорили: «предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле» (Дан.3:32); и еще: «мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши» (Дан.3:37). Это самое и здесь выражает пророк и как бы так говорит: мы сдела­лись презреннее всех, так как лишены Твоего промышления, и даже этим не кончились наши бедствия, но мы сделались добычею врагов, которые разделяют нас по своему произволу. Таков смысл слов: «нас расхищали себе», т.е. никто им не пре­пятствует.

Беседы на псалмы. На псалом 43.

Блж. Феодорит Кирский

Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе

Не пользуясь Твоим о нас промышлением, обратили мы хребет, и предаемся бегству; а враги опустошают наше достояние.

Евфимий Зигабен

Возвратил ecи нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху (нас) себе

Нас, говорит, которые стояли на первом месте, из числа получавших от Тебя помощь, Ты теперь поставил на последнее место и подчинил нас врагам нашим; почему они, по ненависти к нам, расхищают имение наше.

По мнению великого Афанасия, это говорит лик пророков, усвояя себе бедствия народа. А по другим, это говорит Маккавейское войско. Красивое изъяснение на слова: Ты возвратил нас назад, делает мудрый, но несчастный Ориген: Здесь заметь себе, что впереди нас находящимися называются добродетели, позади—пороки. Почему нам повелевается бегать любодеяния, а стремиться к страннолюбию. Впрочем не всякому возвращающемуся назад сие возвращение может быть поставлено в порок; но если кто, уклонившись от пороков, опять захочет возвращаться к ним, как бы возвращаясь с Сиона, от добродетели к пороку, называемому Вавилоном.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 11–12 Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе. Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси

В этих стихах продолжается излияние скорбных чувств псалмопевца по поводу отвержения Богом Своего народа. Обращая речь свою к Богу, псалмопевец так говорит. Ты, Господи, сделал ныне то, что мы, убоясь поражения от врагов наших, бежим от них назад (вспять), вместо прежнего мужества, каким Ты воодушевлял нас, на нас нападают страх и робость, и враги наши не только обращают нас в бегство и преследуют нас, бегущих от них, но и разграбляли и расхищали себе как нас самих, так и имение наше. Ты попустил ненавидящим нас так беспощадно поражать и убивать нас, что мы сделались как бы овцами, предназначенными на заклание и съедение, других же из нас, которых щадило убийственное оружие врагов, Ты предал в пленение и на разсеяние между народами.

Объяснение священной книги псалмов.