Толкования Пс. 44:18

Свт. Афанасий Великий

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся тебе в век и во век века

Сего ради людие исповедятся Тебе в век, посредством проповеди. Речь же эта обращена ко Христу; потому что проповедники Писания напоминают чудеса Божии, какие творил Господь от родов древних, и учат роды грядущие.

См. также Толкование на Пс. 44:17

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся тебе в век и во век века

В заключение всего речь предлагается как бы от лица самой Церкви: помяну «имя Твое во всяком роде и роде». Какое же это поминовение Церкви? Это исповедание народов.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся тебе в век и во век века

Другой переводчик говорит (Акила, Симмах и Феодотион): «припомню имя твое во всяком роде: поэтому народы бу­дут славить тебя постоянно». Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «за то народы исповедятся тебе». Пророк объяснил величие власти Церкви пространством земли, обширностью все­ленной, множеством покорившихся ей народов. Теперь объ­ясняет достоинство Церкви с другой стороны, именно тем, что она распространится не только по всей вселенной, но и на все века. Бессмертна, говорит, будет память твоя, начертан­ная в наших книгах, начертанная в общественном устрой­стве, начертанная в заповедях. Посмотри, как он пророче­ствует о продолжительности и собственного пророчества, – по­тому что и эту мысль он выразил словами: «помяну имя Твое в род и род». Хотя я умру, говорит, но и по смерти буду воспевать тебя; тело мое разрушится, а писания останутся, и закон вечен. «Посему и народы будут славить Тебя». Чем начал пророк, тем и кончил, т.е. Христом. «Посему». Чего? Того, что Ты совершил столь великие дела, поставил таких вла­стителей, обуздал зло, насадил добродетель, обручил себе наше естество, доставил такие неизреченные блага, – «посему» вся вселенная будет возносить Тебе хвалебную песнь не в краткое время, не десять, двадцать, или сто лет, и не в ка­кой-нибудь части вселенной, но земля и море, обитаемые и не­обитаемые страны во все века будут петь, воссылая благодар­ность за дарованные блага.

Беседы на псалмы. На псалом 44.

Свт. Григорий Палама

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века

Видите ли, что вся тварь славит Матерь-Деву, и не в проходящие лета, но во веки, и в век века? Из этого можно заключить, что ни Она не перестанет во все века благодетельствовать всей твари, и не только говорю в отношении нас, но и в отношении самих духовных и надмирных (ангельских) чиноначалий: потому что вместе с нами и они по причине только Ее являются участниками (обожения) и прикасаются к Божеству, к Сему неприкосновенному Естеству.

Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Блж. Иероним Стридонский

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века

В еврейском: «Вспомяну имя Твое во всяком поколении и поколении. Сего ради исповедают Тебя народы в век и вечность». То, что мы перевели «исповедают Тебя», Симмах перевел «восхвалят Тебя». Царица, которая предстала одесную Царя в ризах позлащенных, которой повелено забыть народ и дом отца своего и еще раз было сказано: Вместо отец твоих будут сынове твои, — царица, понимая, какой славой имеет она быть украшенной и какими наградами превознесенной, обращает речь свою к Жениху и обещает, что она будет вспоминать имя Жениха всегда, во всяком поколении и поколении. Что обещала она, то видим и исполненным. Сама христианка, она и в сем нам дала имя христиан — имя новое, в котором благословятся все племена земные. Воспоминает же она не в одном поколении, но во всех, указывая этим или на все народы, или на два поколения — иудеев и язычников. Итак как не много, если имя Господа будет воспоминаться в двух поколениях, поэтому которые будут в лоне Церкви, будут исповедовать и восхвалять Господа во век века. Когда и ты, Принципия, дочь моя, сопричисленная лику святых, в числе дев приведена будешь к Царю и возвеселишь Жениха из домов слоновых в чести своей, вспомни тогда и меня, изложившего тебе, при откровении Господнем, смысл этого псалма и скажи: «Буду помнить имя Твое». Как скоро ты поняла часть Песни — поймешь и всю Песнь песней, если жизнь не откажется быть нашей спутницей.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма.

Блж. Феодорит Кирский

Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века

Предсказав сие псалмопевец дает обет во всяком роде устами благочестивых того времени песнословить Божие имя. Ибо так перевели и три переводчика [вероятно бл. Феодорит разумеет здесь упоминаемых им часто Акилу, Симмаха и Феодотиона] воспою имя Твое во всяком роде, потому что народы будут песнословить Тебя во веки непрестанно. Все народы во вселенной, говорит Пророк, пользуясь написанным мною песнословием и дознав из онаго дарованное им и издревле предреченное спасение, не престанут песнословить Тебя – Благодетеля и Подателя благ.

Евфимий Зигабен

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся тебе в век и во век века

Помяну имя Твое во всяком роде, и роде

Сии слова говорит ко Христу со стороны церкви, как изъясняет великий Василий. Поелику, говорит, я удостоилась чрез Тебя, Господи, получить таковые дарования, то посему я буду поминать и прославлять имя Твое. Здесь повторение рода означает всегдашнее продолжение и непрерывность. И подлинно церковь всегда поминает имя Христово, так как и называется от имени Христова христианскою и собранием христиан.

Сего ради людие исповедятся Тебе во век и в век века

За то, говорит, что Ты, Господи, удостоил меня такового попечения и благодеяния, множество христиан моих будут прославлять Тебя не только в сем веки, но и в будущем, ибо будущий век есть век века, как предпочтительнейший и бесконечный.

Слова Великаго Василия: Что значит поминание Церкви? Прославление со стороны народов. Златоуста: И с другой стороны показывает достоинство ее, что не только распространится по всей вселенной, но и во все веки. Ибо бессмертна, говорит, будет память твоя, написанная в (памятных) книгах наших; написанная в гражданских делах, написанная в постановлениях. И хотя и, говорит, скончаюсь, но буду петь Тебе и по кончине. Ибо тело только разрушится, а писания останутся. За сие народы будут прославлять Тебя. С чего начал, тем и окончил здесь, то есть Христом. За сие; за что? За то, что Ты совершил столько славных дел, за то, что таковых начальствующих поставил; что изгнал порок и насадил добродетель; что природу нашу принял на себя, за все неизреченные Твои благодеяния. Святый Григорий Фессалоникийский в первом своем слове на Bвeдeниe относит слова сии к Богородице так: Не видишь ли, что вся тварь прославляет Матерь—деву сию. И не только в прошедшем веки, но и во век и во век века? Итак должно заключать посему, что и Она не престанет во все веки благотворить всей твари. Сверх того вышеозначенные слова: буду поминать имя Твое во всяком роди и роде, сказываются от лица Богородицы; почему и в Богородичных молебнах всегда поются пред Богородичным Евангелием под названием прокимена; для чего? И по какой причине? По той, что, как говорит святый Марк Ефесский, сии слова Давида содержат пророчество, относящееся к Богородице, и на ней исполнившееся (в конце изъяснения церковного последования по чиноположению у Симеона Солунского). Ибо сии слова Давида пророчествуют о песни Богородицы, в которой помянуто имя Господне и сказано: Ибо отныне блаженною нарекут меня все роды, что сотворил мне величие сильный; и свято имя Его. Примечай, возлюбленный, и то, какое согласие в сих словах с словами Богородицы. Здесь имя Божие вспоминается, и там имя; здесь род и род, и там все роды.

Еп. Ириней (Орда)

Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века

Всегда и везде Царь будет прославляем. Главные мысли этого псалма, очень сходного с книгою Песнь песней, вкоротке следующие: Мессия прекраснейший между всеми людьми, Герой, побеждающий всех врагов, основывающий вечное царство, безкорыстно любящий первее всего иудейский народ и языческие народы и дарующий им участие в Своей славе, устрояющий беспредельно богатый благословениями союз (ст. 17), за который человек не в состоянии достойно возблагодарить Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся тебе в век и во век века

Эту свою песнь, восхваляющую Царя и царицу за их высокие достоинства и содержащую в себе изображения идеала царствования, писатель передает потомству, которое его словами будет славить их между всеми народами.

Таков исторический смысл содержания псалма, но им одним он не исчерпывается. Те черты, которыми автор обрисовывает личность Соломона и характер его царствования, не были осуществлены последним за все время его жизни. В последние годы Соломонова царствования евреи страдали от многих нестроений, как в своей внутренней жизни, так и в сношениях с языческими народами. Преемник Соломона не только не сделался царем всего мира (см. ст. 17), но даже лишился большей половины своего народа, избравшего себе царем Иеровоама 1-го. В 8 ст. царствование этого царя вызывает вечное установление престола Бога, вечное благоволение Его к Царю и народу, что полностью неприложимо к Соломону, так как последний даже подвергался обличениям от Него. Буквальное понимание текста, где царь прямо называется Богом (каковое уподобление, понимаемое как поэтическое изображение, как гипербола, не могло быть допустимо писателем евреем, благоговеющим пред Иеговою, Которому нет подобия «ни на земле внизу, ни в водах, ни вверху», уже ясно указывает, что к Соломону-человеку оно не могло быть приложимо. Все это дает основание думать, что личность Соломона, начало его царствования и воспеваемый случай из его жизни возвышали мысль автора до изображения такого состояния в жизни человечества, когда его идеал найдет историческое осуществление. Установление на земле полного мира и господства правды непосильно для человека, как существа ограниченного и греховного, это может сделать только Бог. В 7 ст. автор прямо и переносит свою мысль к Нему, поэтому Соломон, изображаемый автором в начале своего царствования, когда он отдался заботам об установлении на земле мира и правды, является только первообразом в своей деятельности будущего состояния мира. Когда же Бог установил или установит на земле описанное в псалме торжество правды? На это ответом служит земное служение Спасителя, Который примирил человека с Богом, установил закон любви и мира в отношении людей между собою. Его царство все более распространяется по всему миру, подчиняя себе все народы, и князьями этого мира сначала были ученики Его, руководившие и устанавливающие законы христианско-церковной жизни, а потом их преемники - епископы и вообще пастыри церкви. Предсказанное здесь писателем псалма распространение этого царства по всей Вселенной находится сейчас в периоде своего осуществления, а полное его завершение наступит со времени страшного суда, когда уже настанет царство истины и правды. Если под Соломоном нужно разуметь Мессию, то под бракосочетанием первого с иноплеменницей - указание на вступление в союз со Христом церкви языческой, которая достигнет такой духовно-нравственной высоты, что первые члены ее (первенствующие христиане) своим поведением и жизнью увлекут за собою множество людей. Это и оправдалось и продолжает оправдываться. Небольшое количество верующих христиан из язычников в эпоху апостолов и после них были «начатком верующих», число которых потом сделалось неизмеримо великим и находится во всех странах мира.

Псалом этот - прообразовательный.

Прот. Григорий Разумовский

Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века

В сем последнем стихе псалмопевец еще более отвлекается от современно-исторического прообраза и возводит свою пророческую вдохновенную мысль к Тому, Кто, по словам пророка Исайи, узрит потомство долговечное, когда «душа Его принесет жертву умилостивления» (Ис. 53:10), – к обетованному Мессии Иисусу Христу. И речь сего стиха, устами псалмопевца-пророка, предлагается Христу от лица Его невесты – Святой Церкви. Я буду, как бы так говорит Святая Церковь, поминать имя Твое, Владыко и Господи, из рода в род. Сего ради, т.е. за то, что совершил Ты столь великие дела, поставил таких властителей, обуздал зло, насадил добродетель и проч. – в благодарность за все это людие исповедятся Тебе, вся вселенная будет возносить Тебе хвалебную песнь, во все века.

И каждая душа христианская есть возлюбленная невеста Христова. Как любит Господь Церковь (Еф.5:25–27) – общество верующих в Него, так любит Он и каждую душу христианскую. Возлюбим же и мы, братие и сестры, Господа Бога нашего всем сердцем, всею душею и всею мыслию нашею, больше всего на свете. Вместе с Ним возлюбим и Его святой Закон. Да не будет у нас других богов, кроме Него. Будем поклоняться Ему одному как истинному Господу нашему, прославляя доброю жизнью своею святое имя Его Единого вместе с псалмопевцем, желавшим соделать имя Его памятным и прославляемым в род и род.

Объяснение священной книги псалмов.