Толкования Пс. 46:4

Свт. Афанасий Великий

Ст. 4-5 покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояния Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби

Покори люди нам, и языки под ноги наша. Радуются о жребиях, дарованных им Господом. Избра нам достояние Свое. Какое же достояние Господне, кроме того, о котором сказано Отцем: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое (Пс. 2,8)? Доброту Иаковлю, юже возлюби. Добротою Иаковлею называет пророчество Иакова о язычниках, в котором сказал: и Той чаяние языков (Быт. 49,10). Сия-то доброта возлюблена. И кому же возлюблена, кроме Положившего за нее душу Свою? Сию-то возлюбленную доброту избрал Себе в достояние.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

покори люди нам и языки под ноги наша

О, чудо! Распявших Его убедил поклониться Ему; оскорблявших, богохульствовавших, преданных каменным истуканам научил полагать душу свою по Его произволению. Подлинно не апостолами совершено это, а Тем, Кто руководил их и управлял их душою. Как мог рыбарь или делатель палаток произвести такую перемену во вселенной, если бы глаголы Его не устранили всех препят­ствий? Волшебников и тиранов, ораторов и философов, и всех противившихся апостолы рассеивали, как прах, и разго­няли, как дым, и таким образом, распространяли свет истины, не оружием, не богатством, но простым словом; или лучше, слово их было не простое, а сильнее всякого дела. Когда они призывали имя Распятого, – смерть удалялась, бесы убе­гали, болезни исцелялись, телесные повреждения исправлялись, зло истреблялось, опасности исчезали, стихии изменялись.

Поэтому, когда скажут нам: почему же Он не помог самому себе на кресте? – то мы ответим: это еще более удиви­тельно. В самом деле, не одно и тоже – сойти со креста, или, будучи распятым, именем Своим воскресить столько умер­ших. А что Он остался тогда на кресте добровольно, это дока­зали последствия. Если Он избавлял других от постигав­шей их смерти, то тем более мог избавить себя самого прежде, нежели она постигла Его; если Он даровал жизнь другим, то тем более мог даровать самому себе, что и сделал через три дня, воскресши с великою силою. Это доказали последствия. Если имя Его над чужими телами оказывало такую силу, что, будучи произносимо, отгоняло смерть, то никто не может сомневаться, что и над собственным телом Он мог показать великую силу и покорить смерть. «Он покорил нам народы и племена под ноги наши». Посмотри на мудрость пророка, как он выражает все точно. О чем впоследствии говорили апостолы: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12), о том же гораздо прежде говорит и пророк. Слово: «под ноги» означает покоренное, или лучше, великую покорность. Если хочешь знать, сколь велика эта покорность, послушай: «все, которые владели землями или домами, говорит Писание, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» (Деян.4:34–35). Иные вместе с имуществом отдавали и душу свою. «Голову свою, гово­рит Павел, полагали за мою душу» (Рим.16:4), и о других гово­рит: «если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:15); и в послании к Коринфянам говорит: «то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2Кор.7:11). Так они почитали и боялись апостолов! Так же Лука пишет: «из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян.5:13). И еще Павел говорит: «чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1Кор.4:21)

Видишь ли достоинство и власть апостолов? Все это сделано тем словом, которое Он изрек, посылая их: «и се, Я с вами» (Мф.28:20). Он сам, предшествуя им, уни­чтожал препятствия; сам уравнивал все и делал трудное легким. Прежде все дышало войною, все было исполнено уте­сов и пропастей, и негде было ни поставить ноги, ни остановиться, все пристани были закрыты, все дома заперты, уши всех заграждены; но как скоро апостолы вышли и стали про­поведовать, то разрушили все преграды врагов, так что слу­шатели отдавали души свои и подвергались бесчисленным опасностям за проповеданное.

Беседы на псалмы. На псалом 46.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 4-5 Покори люди нам, и языки под ноги наша: Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби

Вместо: «люди», Симмах сказал: «царей»; а слова: «доброту Иаковлю», Акила перевел: «величание Иакова». Посему лик Апостолов говорит, что справедливо будет, рукоплеща и ликуя возгласить победную песнь Богу всяческих, покорившему нам царей, и давшему начальство над всеми народами, а сверх этого вручившему нам доброту и превосходство Иакова. Ибо не всех Иудеев, называемых Иаковом, но доброту Иаковлю, превосходство и преимущество Иакова, тех, которые украшены верою, несомненно прияли проповедь и взяли на себя благое иго Спасителево, – их одних избрал и возлюбил, и им вверил кормило апостольства. И собственными своими очами можно видеть истинность сего пророчества. Можно видеть, как уверовавшие из всех народов припадают к апостольским ракам, и с великою любовию чествуют малую часть праха; а потому вместе и быть зрителем сего и воспевать: «покори люди нам и языки под ноги наша».

Евфимий Зигабен

покори люди нам и языки под ноги наша

Покори люди нам

Апостолы здесь называют людьми пришедших от иудеев, потому что они первые уверовали во Христа, сначала три тысячи, потом пять тысяч, как показывают Деяния, которые, отложив вражду против Христа, прибегнули к Апостолам и крещены тотчас по сошествии Св. Духа, до первого выхода их из Иерусалима и удаления к другим народам.

Того же: О чудо! и распинателей заставил покланяться, и ругавшихся, злословивших, пристрастных к камням научил и души свои предавать, когда Ему это угодно. Ибо это было не дело Апостолов, но того, кто пролагал им путь и двигал их души. Феодорита: Можно даже глазами видеть истину сего пророчества, ибо можно видеть уверовавших из всех народов, покланяющихся пред апостольскими ранами и с великою любовью почитающих малость праха, так что по словам его и видят и поют сие: покорил нам племена, и народы под ноги наши. А Симмах—вместо: племена—перевел—царей.

И языки под ноги наша

Христос, говорят, покорил нам— Апостолам под ноги наши уверовавших из народов. Ибо язычники с ревностью падали к ногам Апостолов и благоговейно лобызали следы их.

Великий Афанасий племенами и народами называет сатану и с ним лукавые силы, о которых говорил Спаситель: «се даю вам власть наступать на змий и скорпионов»—потому что Он покорил к ногам Апостольским демонские народы.

Лопухин А.П.

покори люди нам и языки под ноги наша

«Покорить под ноги» - совершенно обессилить, сделать врага безвредным и неопасным.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Покори люди нам и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби

Современный иудейскому царю Иосафату составитель этого псалма, из сынов или потомков Корея, мог, конечно, по вдохновению говорить о будущих судьбах Церкви Христовой, но он говорил о них не иначе, как под образом современных ему событий и явлений близкой к нему жизни его соотечественников иудеев. Столице Иудейского царства, прекрасно устроенному тогда и укрепленному Иерусалиму, грозила большая опасность от внезапно напавших на Иудею союзных народов, но Господь, чудесно поразив нападавших, покорил их под власть израильского народа и этим утвердил за ним обладание своим наследием. О чем и говорит здесь псалмопевец, употребляя в речи своей черты из древнего завоевания и покорения земли Ханаанской при Иисусе Навине, когда израильтяне буквально топтали ногами гордые выи царей той земли (Нав. 10:24). Тогда эту самую землю Господь избрал в наследие (достояние) израильтянам. Земля сия была прекрасна (доброта Иаковля) и особенно любима Богом (юже возлюби), и потому обладанием этой землей народ израильский отличен был от всех других народов. Но вот язычники собрались и сделали нападение, чтобы отнять у него это достояние, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным. Поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает достояние Израиля в его пользу. В духовном смысле под достоянием или наследием Божиим можно разуметь всех уверовавших язычников (Пс. 2:8), а под добротою Иакова самих апостолов, ибо их одних, говорит блж. Феодорит, избрал Господь, возлюбил, им вверил кормило апостольства. Они – украшение, краса Церкви, которая сама есть наследие Божие [6, с. 217–218].

Объяснение священной книги псалмов.