Толкования Пс. 46:5

Свт. Афанасий Великий

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

См. Толкование на Пс. 46:4

Свт. Иоанн Златоуст

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

Другой переводчик (Симмах) говорит: «про­славление Иаковле». Посмотри на точность пророчества. Выше пророк сказал: «покорил нам народы и племена». И действи­тельно, наперед обратились иудеи, сначала в числе трех ты­сяч, потом пяти, а после них язычники. И сам Господь сказал: «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). Далее, чтобы кто-нибудь, услышав слова: «избрал нам наследие Свое», не стал не­доумевать, сомневаться и говорить: почему же иудеи не веруют ныне? – пророк дополнительными словами разрешил недоуме­ние. Бог с Своей стороны избрал и их и, сколько от Него зависело, не оставил никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай следующее: «красу Иакова, которую возлюбил», присово­купляет пророк. Мне кажется, что он здесь разумеет ве­рующих, как Павел объяснил, сказав: «но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:6–8). Ве­рующих справедливо можно назвать «красою» народа, так как что прекраснее тогдашних верующих?

«Наследием» же Его называет пророк этот народ не по­тому, чтобы Бог когда-нибудь оставлял прочие народы, но чтобы выразить сильную к нему любовь Божию, близость и особенное промышление. А чтобы тебе видеть точность пророка, посмотри, как он употребляет выражение, которое обыкновенно употреб­ляют люди о вещах покупаемых. Многие, покупая что-нибудь, часто называю добротою («красою»)то, что превосходит прочие вещи. Так и пророк, желая показать, что не все спасутся, говорит: «красу Иакова». То же и в евангелиях выражается многими прит­чами.

Беседы на псалмы. На псалом 46.

Прп. Антоний Великий

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

И в приличии избранную (хотя было много тысяч женщин) почтил Бог без нетления одну из всех Марию. В Ней неизреченно Он Сам соединился с нами и приобщился нам, как сказал божественный Певец: «Выбрал из нас наследством Своим Красоту Иаковлю, Которую полюбил» — явно [имея в виду] Приснодеву Марию.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 39.

Блж. Феодорит Кирский

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

См. Толкование на Пс. 46:4

Евфимий Зигабен

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

Избра нам (нами) достояние свое

Посредством, говорит, нас—строителей Церкви своей— Христос избрал в наследие свое оказавшихся достойными сего язычников, согласно с сими словами: дам тебе народы в достояние твое (Пс. 2,8); ибо их— то, посредством нас Апостолов, как бы посредством неких вождей, великий сей Царь причислил к воинству и собрал к Себе.

Доброту Иаковлю, юже возлюби

Не только, говорит, Христос избрал посредством нас —Апостолов своих — упомянутых иудеев и язычников, но и полезнейших и уважительнейших из рода Иакова, которых и назвал красотою, то есть, прекрасными по добродетелям. Притом выше, первыми поставил иyдеев, так как они первые уверовали во Христа по воскресении; а здесь сделал противное тому— после язычников поставил иyдеев: это потому, что из язычников премногие принимали веру ежедневно, а из иудеев уверовали немногие; так что верующих из иудеев в сравнении с верующими из язычников была только малая часть.

Слова Евсевия: Итак сию-то Церковь из язычников избрав, разделил между нами—Апостолами Его. Она избрана, как составившаяся по выбору из всех народов, а не по преемству рода, ибо как Иисус Навин и бывшие с ним разделили прежде народу обетованную землю, изгнав прежних жителей ее, так и проповедники царства Божия, намереваясь пройти всю вселенную, по жребиям разделили прежде упомянутые народы, изгнав скрытых и невидимых врагов (у Кордерия).

Еп. Ириней (Орда)

избра нам достояния Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби

Он показал Себя всемогущим Господом мира, так как доставил Израилю славную победу над языческими народами и этим утвердил его в обладании своим наследием. Избра нам достояние свое. С евр. «Он избрал для нас наследие наше», под которым конечно нужно разуметь Палестину, которую Господь избрал израильтянам как наследие и разделил еще при Иисусе Навине; язычники хотели отнять у них это наследие, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным; поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает наследие Израиля в его пользу (нам) и отдал оное ему, т.е. утвердил Израиля в обладании оным. В этом смысле можно толковать и славянский текст; свое может значить, что это наследие есть собственность Божия. Обладанием этой земли Израиль отличен от всех других народов: поэтому земля эта есть доброта (краса) Иакова, особенно благословенная, есть та земля, которую Бог особенно любит.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

«Избрал нам наследие», т. е. Палестину, которую Бог назначил во владение еврейского народа. Это наследие есть «краса Иакова», еврей гордится Палестиной, как богатым и плодородным (краем) уделом.

Прот. Григорий Разумовский

избра нам достояния свое, доброту иаковлю, юже возлюби

См. Толкование на Пс. 46:4