Толкования Пс. 47:12

Свт. Афанасий Великий

Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи

Да возвеселится гора Сионская. Гора Сионская, очевидно, есть Церковь. И да возрадуются дщери иудейския. Говорит, что души святых Апостолов суть дщери иудейские, ибо Апостолы были из иудеев. Судеб ради Твоих, Господи. Совершив суд над язычниками, отразил Ты демонскую на них брань.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-15 Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради твоих, Господи. Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем. Яко той есть Бог наш во век и в век века: той упасет нас во веки

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «о судах твоих». «Обойдите Сион и обоймите его». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и окружите». «Возвестите в башнях Его» Другой (Симмах): «исчислите столпы его». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «восхвалите». «Обратите сердца ваши к укреплению его». Другой (Симмах): «в ограду». Третий (Акила): «благосостояние». «И рассмотрите дома его». Другой (Симмах): «измерьте царские чертоги его». «Чтобы возвестить иному роду». Другой (Симмах): «роду последующему». «Ибо сей есть Бог наш во век и в век века. Он упасет нас во веки». Нам не нужно объяснять, для чего пророк заповедует все это, – обойти город, исчислить столпы, обратить внимание на здания, рассмотреть его красоту, определить его ограды и стены, измерить дома и дворцы; слово его ясны сами по себе. Сказав это, он тотчас присовокупил и причину. Какую? «Чтобы возвестить иному роду». Смысл слов его следующий: исполнитесь удовольствия, возрадуйтесь, возвеселитесь, но не просто и как случится, а тщательно изучив крепость города. Когда он сделался развалинами, был разрушен до основания, и самое место его почти исчезло, так что предки наши уже отчаялись в его исправлении и говорили: «иссохли кости наши, мы умираем, погибаем, все погибаем» (Иез.37:11; Чис.17:12), и не надеялись возвратить его, тогда и получили его опять, и притом не таким, каким оставили, а гораздо луч­шим, красивейшим, славнейшим, большим, богатейшим, крепчайшим, обширнейшим и по зданиям, и по торговле, и по силе, и по обилию богатства. «Слава, говорит пророк, сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Итак, он увеще­вает народ и как бы так говорит ему: вот этот самый город, который был в отчаянном положении, без надежды, и обратился в развалины, как опять достиг блистательней­шего состояния? Посмотрите на все это, на его здания, блеск, красоту, и познав отсюда могущество Божие, как Бог возве­личил его из отчаянного состояния, возвестите потомкам ва­шим о силе Божией, о постоянном Его промышлении, о том, что Он всегда печется о нас, защищает, и пасет нас. Такие повествования послужат и для потомков предметом великого любомудрия, уроком ревностнейшего богопознания и побуждением к добродетели. Для того пророк и заповедует обойти город, чтобы они могли быть опытными учителями потомков своих.

Беседы на псалмы. На псалом 47.

Блж. Феодорит Кирский

Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради Твоих Господи

Горою Сионскою Пророк назвал тех, которым вверена высота богословия; а дщерями иудейскими – церкви во вселенной, как основанныя Апостолами, которые вели род свой от Иудеев. Повелевает же Пророк, и проповедующим, и внемлющим проповеди, возвеселиться и возрадоваться ради праведных судов Божиих, по которым соделал Господь спасение вселенной.

Евфимий Зигабен

Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи

Давид посредством горы— Сион побуждает живущих на сей горе людей радоваться и веселиться. Он называет дщерями иудейскими или жен, как более робких и достойных сожаления, нежели мужей, или города, окружающие Иерусалим и возбуждает их к радости. Таинственною горою изображается христианская церковь, как мы сказали выше. Дщери иудеи, то есть, веры, суть христианские души, или церкви по местам и храмы. По какой же причине призывает их к радости? По той, говорит, что Ты, Господи, произвел суд и, следовательно, помог нам и защитил нас от обиды, а обижавших нас врагов осудил и наказал.

Слова Афанасия: Дщерями иудейскими называет души апостолов, как происходящих из Иудеи. Феодорита: Дщерями иудейскими называет церкви во вселенной, как основанные апостолами, имевшими происхождение из иудеев.

Еп. Ириней (Орда)

Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи

О таком действии божественной правды в отношении к врагам Израилевым радуется город (гора Сионская) и вся страна (дщери иудейские – другие города, как бы дочери столицы).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради твоих, Господи

Пусть радуются все города иудейские. Пусть осмотрят Иерусалим, спасенный Богом от врагов и неповрежденный. Этот - Бог наш на веки и веки

«Дщери Иудейские» - города Иудеи. - «Ради судов Твоих» - ради тех определений, которые Ты произнес над нашими врагами.

Прот. Григорий Разумовский

Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи

Дщери иудейския значит: «города иудейские», или – «весь народ иудейский»; судьбы – то же, что суды; судьбы Божии – значит: определения суда Божия. Продолжая хвалебную песнь Богу, псалмопевец говорит: в судьбах Господа о царях и народах земли восторжествовала правда Божия: Иерусалим, град Царя великого, в горе святей Его, избавлен от руки врагов, от злоумышлений собравшихся завоевать его царей земных (ст. 3, 5). Пусть же веселится гора Сионская, т.е. Иерусалим, со всеми его жителями, и пусть радуются и торжествуют все города и весь народ иудейский, благодаря Господа за свое избавление.

Объяснение священной книги псалмов.