Толкования Пс. 47:13

Свт. Афанасий Великий

Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его

Обыдите Сион, и обымите его. Дух Святый повелевает это Апостолам, чтобы они были как бы стеною Сиона, т. е. богочестивого жития. Или божественным Силам и святым Ангелам, хранителям Церкви и богочестивого жития, возглашает Дух Святый, говоря: обыдите столпы. Ибо лучшие укрепления во граде, как наиболее имеющие нужду в охранении, поручаются многочисленным стражам. Поведите в столпех его. Кто же суть столпы Церкви, как не воздвигаемые в свое время вожди ее, и праведные, которым Апостолы поведают величия Божия?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его

См. Толкование на Пс. 47:12

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 13-14 Обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его: Положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его

Сионом называет опять Пророк собрание благочестивых, то есть Церковь во вселенной; столпами же ея – достигших высоты добродетели и на земле подражающих житию ангельскому, тех, которые, подобно столпам, окружают и охраняют Церковь, и домами, как говорили мы уже прежде, именует отдельныя Церкви в городах, селениях и весях; ибо называет Церковь и единою, и многими. Посему пророческое слово, или благодать всесвятаго Духа, повелевает тем, кому вверена спасительная проповедь, переходить с места на место, всюду поспешать, подкреплять столпы учением, утверждать и прочия силы, а сверх того разделять попечение о церквах, – о чем говорили мы уже в сорок пятом псалме. Ибо сие же повелевает и здесь: «разделите домы его»; чтобы одному промышлять об одной, а другому о другой церкви, и каждой иметь приставленнаго делателя, прилагающаго о ней надлежащее попечение. И Пророк дает повеление, чтобы не раз или два, но во всяком роде, совершалось сие; почему и присовокупил: «яко да повесте в роде ином».

Евфимий Зигабен

Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его

Обыдите Сион, и обымите (обступите) его

Как город Иерyсалим был прежде в развалинах, то есть, разрушен и истреблен при взятии его Вавилонянами, а по взятии населен опять и превосходно укреплен; то по сей причини Давид побуждает народ обойти его и посмотреть, как он снова украшен и украшен по прежнему.

Оригена: Гора Сион веселится и дщери иудейские радуются по причине судов Божиих, созерцая слова о них и события по сим словам. И, обступив Сион, окружают его и, взошедши на башни его, взывают сверху к не могшим еще взойти так: приложите сердца ваши к разумению силы его, и каждый, устрояя из дел жизнь свою, пусть имеет памятование, соответственное разделение города (в издан. Своде). Аполлинарий переводит героическими словами так: поспешите мне обойти Сион вокруг него. Григория Нисского: Сион есть гора, представляющаяся высшею Иерусалимской Акры. Итак кому советует обойти ее, тому повелевается сродниться с высоким житием, чтобы мог взойти на самую вершину града добродетелей, которую представляет загадочно под именем Сиона; a это повелевает самовластно Дух Святый апостолам.

Поведите в столпех (сказывайте на столпах) его

Сидя, говорит, на башнях Иерусалима, вы—тамошние жители, сказывайте, как он был прежде обесславлен и разрушен Вавилонянами, и сколь славным и блестящим городом он сделался теперь. А Златоуста слово: поведите—перевел—перечтите, то есть, башни Иерусалима, как много их.

У Златоуста содержится следующее: Другой: перечтите башни его, вместо: перескажите о башнях его. А некто изъясняет это так: столпами (башнями) церкви Христовой назовем святых апостолов и евангелистов; а пересказываем о них, когда говорим изустно об их делах и употребляем их слова и чистые наставления касательно таинств, чтобы быть, как написано, на подобие голубиц сетующих (Иез. 7,16). Слова Феодорита: Башнями его называет достигших крайней добродетели и подражающих на земле жизни ангелов, которые, на подобие башен, окружают и хранят ее. У Иеронима написано: пересчитайте палаты его.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 13-15 Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем. Яко Той есть Бог наш во век и в век века: Той упасет нас во веки

Затем псалмопевец призывает жителей Иерусалима обойти город, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого вреда, чтобы некогда рассказать о том Своим потомкам и убедить их, что таков (той есть Бог), т.е. столь всемогущий и попечительный о Своем народе всегда Бог Израиля.

Обыдите и обымите – вокруг обойдите. Поведите – рассказывайте об этом чуде, и именно в столпех, т.е. когда вы стоите на башнях города и смотрите на него оттуда; с евр. «сосчитайте башни его». Положите сердца – утвердите сердца; силою – тем, что делает город сильным, крепостию; может быть разумеется вся городская стена; она стоит неповрежденною. Разделите домы – или: стоя на башнях смотрите на дома не только общим взглядом, но для обозрения его разделяйте по частям, улицам и т.д. и смотрите на каждый в отдельности, чтобы убедиться, что каждый из них в целости; или: разделите себе домы для перечисления, переходя с одной улицы на другую.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 Обыдите сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем

Писатель с восторгом обращает внимание своих современников на целость укреплений и башен Иерусалима. Этот факт знаменателен. Личным осмотром убедитесь, что громадные полчища врагов не причинили Иерусалиму никакого вреда. Бог не допустил ничему пострадать от них.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Обыдите Сион и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем

В своей хвалебной песне от лица Божия псалмопевец переходит к народу иудейскому, и в частности к жителям Иерусалима, призывая их обойти город кругом, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого поражения, или вреда, чтобы некогда рассказать о том своим потомкам. Обыдите и обымите, т.е. обойдите кругом и охватите своим вниманием, своею мыслию, поведите в столпех, т.е. взойдите на башни городских стен (с еврейского, «пересчитайте башни его») и оттуда рассказывайте об этом чуде избавления города от разорения; положите сердца ваша в силу его, т.е. утвердитесь в сердцах своих, лично убедитесь в том, что город с его крепостью остается в прежней его силе и неповрежденности. Разделите домы его, т.е. войдя на наши башни, не ограничивайтесь одним общим обозрением города, но разделите его по частям, по улицам или кварталам, и смотрите на каждый в отдельности, чтобы убедиться, что все они находятся в целости и во всей красе своей, – и все это вы должны сделать для того, яко да повесте в роде инем – чтобы пересказать будущим поколениям. Последними словами псалмопевец в пророческом духе делает намек на то, что настанет некогда время, когда не будет видно ни красоты, ни славы града этого, что в будущих поколениях с плачем и громким воплем будут вспоминать о бывшей славе Сиона и города Иерусалима (2 Ездр. 5:60).

Объяснение священной книги псалмов.