Толкования Пс. 48:4

Свт. Афанасий Великий

Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум

Уста моя возглаголют премудрость. Как слушателей разделил на многие разряды, так и учение свое делит на различные виды. Говорит же это лик Апостолов, имея в устах Христа, Который есть Отчая Премудрость. Ибо Апостолы, имея в устах Христа и о Нем всегда поучаясь мыслию, приобрели разумение, и до того изощрили ум свой к уразумению, что понимали Спасителевы притчи, предложенные в Евангелиях. Почему, когда Христос вопросил их: разумеете ли сия вся? глаголаша Ему: ей (Мф. 13:51).

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум

Поскольку, по слову Апостола, «сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10), а совокупное действование того и другого в сем деле предполагает совершенство, то пророческое слово сообъяло в себе то и другое – и действование уст и поучение сердца. Ибо если не запасено в сердце добра, то как изнесет устами сокровище не обладающий им втайне? Если имеющий доброе в сердце не возвещает о нем словом, то ему будет сказано: «Премудрость сокровена и сокровище не явлено, кая польза есть во обоих» (Сир. 20:30)? Посему для пользы других «уста моя» да «возглаголют премудрость», а для собственного моего преспеяния сердце да поучается разуму.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.

Свт. Григорий Нисский

Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум

Но кто этот, вещающий слово в таком многочисленном и разнородном собрании слушателей? Кто иной, кроме свидетельствующего о Себе, что «возглаголет премудрость и разум»? А глаголет это, кто имеет духа премудрости и разума, эту великую благодать, в которой человек преуспевает внимательностью и размышлением; ибо Пророк, сказав, что не отверзет уст, пока, не приклонит слух к предлагаемому слову, говорит: «уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум».

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Призвав вселен­ную, и тем сделав слова свои достоверными, послушай, что говорит он: «уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – разумение». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «прошеп­чет сердце мое разумение». В еврейском: «произнесет (уагие)». Видишь ли, как он скоро объяснил слова свои? Не о богатствах, говорит, я буду беседовать, не об отличиях, не о власти, не о силе телесной, не о другом чем-нибудь из вещей тленных; я намереваюсь обстоятельно говорить о премудрости, которая не напрасно и не случайно досталась мне. «Приклоню к притче ухо мое, открою в псалтири загадку мою». Другой (неизвестный переводчик, см, Ориг. Экз.): «приклоню к притче ухо мое». В еврейском сказано: «к притче» («ламасал»). «Открою в псалтири загадку мою». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «загадку мою». В еврейском: «идафи». Какая связь этих слов с выше ска­занными? Вместо учителя я вижу теперь слушателя. Он призвал всех к слушанию чего-то полезного, и когда все пришли и собрались, когда обещал сказать нечто мудрое, тогда, еще не сказав ничего, оставляет место учителя и переходит на место слушателя: «приклоню, говорит, к притче ухо мое». Почему же он поступает так? Весьма благоразумно и согласно с предыдущим. Так как он сказал: «уста мои изрекут премудрость», то, дабы кто-нибудь не подумал, что будет сказано нечто чело­веческое, и в словах: «размышление сердца моего» не подозревал собственного его изобретения, он удостоверяет здесь, что возвещаемое божественно и что он не проповедует ничего собственного, но что слышал, то и говорит. Я приклонил, говорит, слух мой к Богу, услышал от Него, и что низошло свыше в душу мою, то и возвещаю. Подобным образом гово­рил и Исаия: «Господь Бог дал Мне язык мудрых…, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал» (Ис. 50:4). Также Павел: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.1 0:17). Видишь ли, что и он был прежде слушателем, а потом стал учителем? Потому другой переводчик и сказал: «и прошепчет сердце мое». Что значит: прошепчет? Про­поет, произнесет некоторую духовную песнь. Если же он на­зывает ее «размышлением сердца моего», не смущайся; что он при­нял от Духа, тому постоянно поучался, о том часто размыш­лял в самом себе, и уже размыслив возвещал другим. Что значит: «к притче»? Это слово имеет много значений. Оно означает и молву, и пример, и порицание, как, напр., когда говорится: «сделал нас притчей у язычников, кивают на нас головою народы» (Пс. 43:15). Притчею называется также зага­дочная речь, которую многие называют вопросом, требующим разрешения, когда она выражает нечто, но из самих слов не ясна, заключая в себе сокровенный смысл, каковы, напр., слова Сампсона: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14), и – Соломона: «чтобы разуметь притчу и замысловатую речь» (Притч. 1:6). Называется притчею и подобие: «другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Мф. 13:24). Называется притчею и пере­носное выражение, напр.: «сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу…: большой орел с большими крыльями» (Иез. 17:2–3), где орлом называется царь. Притчею называется также прообраз и предначертание, как показывает Павел, когда говорит: «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» (Евр. 11:17), т.е. в прообразе и предначертании.

Итак, что же здесь называет он притчею? Мне ка­жется, так называет он повествование. Не смущайся, что он употребляет речь загадочную и весьма трудную для разумения; он делает это для того, чтобы возбудить слушателя; так как речь легкая для разумения доводит многих до невниматель­ности, то он и говорит притчею. Потому и Христос многое говорил в притчах, а наедине ученикам объяснял их. Притча отличает слушателя достойного от недостойного; достой­ный старается узнать смысл сказанного, а недостойный остав­ляет его без внимания. Так и было тогда, иудеи и трудною для разумения речью не возбуждались и не располагались де­лать вопросы: так мало они внимали сказанному! Прикровенная речь вообще может сильно побуждать к исследованию. Поэтому и Христос поступал так, говорил в притчах, для того, чтобы возбудить и расположить иудеев, беспечных и сонли­вых, к внимательнейшему слушанию. Но они, не смотря и на это, не были внимательны; а ученики слушали прилежно, и когда не разумели, тогда особенно и были внимательны из-за того, что не разумели. Потому Он и объяснял им притчи наедине. Потому и пророк говорит: «приклоню к притче ухо мое, открою в псалтири загадку мою». «Загадка» есть речь прикровенная и зага­дочная, как он говорит и в другом месте: «открою в притчах уста мои, возвещу изначальные гадания» (Пс. 77:2). Ее он осмелился назвать премудростью потому, что был подвигнут божественным откро­вением; сказал: «в псалтири», для того, чтобы показать духов­ный смысл учения и бывшее ему вдохновение свыше; предло­жил наставление в виде песнопения для того, чтобы сделать речь свою приятною. Видишь ли, какое составил он предисло­вие? Призвал вселенную, отверг неравенство, бывающее в жизни, напомнил о природе, смирил высокомерие, обещал сказать нечто великое и высокое, сказал, что ничего не будет говорить от себя, но только то, что слышал от Бога, заме­тил, что речь его будет весьма неясна, чтобы сделать нас внимательнее, обещал научить нас духовной мудрости, о ко­торой размышлял он постоянно. Будем же внимательны и не пропустим ничего. Если слово его есть премудрость, притча и загадка, то требуется напряженное внимание.

Беседы на псалмы. На псалом 48.

Прп. Амвросий Оптинский

Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум

Слова эти повторяет Святая Церковь преимущественно в праздники святителей на службах их, но они равно относятся и ко всякому истинному христианину. Всякий благочестивый христианин обязан устами говорить о премудрости Божией, а сердцем поучаться в благих размышлениях и в благих разумениях.

Что такое премудрость Божия? Премудрость Божия есть, во-первых, Сам Сын Божий, воплотившийся от Пресвятыя Девы, и нашего ради спасения, Пострадавший и тридневно Воскресший. Во-вторых, премудрость Божия есть все то, о чем говорится в Святом Евангелии и во всем Священном Писании и писаниях святоотеческих о спасении душ христианских.

Сказано еще в Ветхом Завете, что начало премудрости есть страх Господень, разум же благ всем творящым его (Притч. 1:7), то есть всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный. Святой Исаак Сирин пишет: «Положи в основание в житии твоем страх Божий, и в нескольких днех обрящешися во вратах Царствия». А живущий без страха, как говорит Петр Дамаскин, хотя бы жительствовал на небеси, нисколько не воспользуется, как Адам и диавол.

Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15:8), тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых. И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых диавольскими, потому что, по слову апостола, исперва диавол согрешает (1 Ин. 3: 8), внушая грешное человеку-христианину. Такие-то дела пришел на землю разрушить Сын Божий, нас ради Пострадавший и Умерший на кресте и тридневно Воскресший.

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 4-5 Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Произносимыя мною слова, говорит Пророк, исполнены премудрости, Изучил я сие, вняв слухом моим в глубине сокровенным словесам Господним; и что приял слухом, то, как на органе, изглашаю языком. А сим хочет сказать: не собственное что-либо поизношу я, а служу только органом Божией благодати. Притчами же называет иносказания. Ибо и Господь, с народом беседуя в притчах, объяснял сии притчи Апостолам дома. Пророк сказав сие как бы в виде предисловия, начинает потом увещание.

Евфимий Зигабен

Уста моя возглаголют премудрость и поучение (размышление) сердца моего разум

Сими словами Давид побуждает слушателей к внимательности; ибо он имеет говорить не о временных вещах, но о великих и страшных. Мудростью он называет здесь слова исполненные мудрости; к тому прибавляет, что он произнесет их не без предварительного размышления и не без мысли: размышление, говорит, сердца моего, то есть, строгое соображение ума моего, произнесет слова, исполненные разумения, или слова, для постижения которых требуется разумение.

По словам Василия, сии слова заключают вместе и то и другое, и действие уст и размышление сердца. Если нет блага, собранного в сердце; то как не имеющий стяжания втайне (сердца) изнесет сокровище из уст? А если имеющий блага в сердце не открывает их словом, то к нему будут относиться слова; скрываемая мудрость и не объявляемое сокровище суть одно и тоже: какая польза из того и другого? (Сир. 20:30). Посему уста должны говорить для пользы других; а для нашего собственного успеха сердце должно поучаться знанию. Слова Оригена: Когда размышление сердца доставляет разумение, тогда помышления злые не исходят из сердца и не бывает ничего оскверняющего человека, не дается место диаволу (в изд. Своде).

Еп. Ириней (Орда)

Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум

Поучение – происходящая в сердце созерцательная деятельность, плодом коей является разум, ведение, мудрая речь.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Премудрость – то же, что мудрость, или слово о высоком, весьма важном предмете. Поучение значит: «размышление, назидание», иногда – «утешение». Слово разум в церковно-славянском языке значит: «знание, учение, ведение, разумение». Притча – «сравнение, уподобление»; во псалтири значит: «на музыкальном инструменте, на гуслях». Ганание – «проблема, предположение, гадание, загадка»; в Священном Писании – «сверхъестественное откровение, выражаемое притчей». Продолжая начатое предисловие к псалму, пророк говорит здесь, что он выскажет в нем весьма важные истины (премудрость), которые являются последствием размышления (поучение) и содержат в себе предметы глубокого ведения (разум). Чтобы придать словам своим еще большую важность, он присовокупляет: эти истины я предложу слушателям в притче, не как свое, человеческое слово, но как вдохновенное и сообщенное мне свыше, от Духа Божия, к внушениям Которого я приклоняю свое ухо, и затем отверзаю уста свои и провещаваю внушенное мне (ср. Пс. 77:2; Мф. 13:35), и не только провещаю, но и воспою во псалтири, в одушевленной музыкальной песне передам богооткровенную истину как загадку (ганание). «Сказал: во псалтири, – говорит св. Иоанн Златоуст, – для того, дабы показать духовный смысл учения и бывшее ему вдохновение свыше; предложил наставление в виде песнопения для того, дабы сделать речь свою приятной» [5, с. 235]. Такой способ учить других очень древен и был в обычае как у иудеев, так и других народов. Таким образом, соединяя приятное с полезным, тверже напечатлевали свои поучения (Толкование еп. Палладия, с. 222).

Объяснение священной книги псалмов.