Толкования Пс. 48:5

Свт. Афанасий Великий

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Приклоню в притчу ухо мое. Изострив ум мой к уразумению спасительных притчей, в состоянии я постигать заключающийся в них разум. А тем, которые, по младенчеству, неспособны сего сделать, отверзу заключенное, уясню гадания и притчи. И сделаю это с помощью псалтиря Моего, т. е. тела, издающего глас подобно органу, которым душа настраивается к песнопению, благоискусно движимая каждым чувством, каждым членом, каждою частью тела.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ст. 5-6 Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Вскую боюся в день лют? беззаконие пяты моея обыдет мя

Еще Пророк говорит в похвалу своего лица, чтобы не были презрены слова его, как предлагаемые человеческим изобретением. Чему учит меня Дух, говорит он, то возвещаю вам, говорю не свое, не человеческое. Но поскольку я стал внимателен к «гананиям» Духа, втайне преподающего нам Божию Премудрость, то и открываю и привожу вам в ясность сие «ганание», но открываю не иначе, как псалтирем. А псалтирь есть музыкальное орудие, издающее звуки под лад сладкопению голосом. Посему словесный псалтирь тогда особенно отверзается, когда дела приводятся в согласие со словами. И тот есть духовный псалтирь, кто сотворил и научил (см.: Мф. 5, 19). Пророк в псалмах «отверзает ганание», собственным примером показывая возможность исполнить преподаваемое. Как не сознающий за собою в жизни ничего нестройного и несообразного, с уверенностью Пророк произносит следующие слова:

«Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея не обыдет мя». Днем лютым называет день Суда, о котором сказано: «День Господень грядет неизцельный» (ср.: Ис. 13:9) на все народы; в сей день, говорит Пророк, «обыдут» каждого «совети» его (ср.: Ос. 7:2). И тогда-то, как не сделавши ничего беззаконного на пути жизни, не побоюсь дня лютого. Ибо следы грехов не окружат меня, «не обыдут» меня, в безмолвном обвинении возводя на меня обличение; потому что не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самих дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака. Итак, меня «не обыдут» следы грехов, потому что я «приклонил в притчу ухо мое» и «отверз во псалтири ганание мое».

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.

Свт. Григорий Нисский

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

И сперва «приклоню в притчу ухо мое», а тогда уже «отверзу во Псалтири ганание мое». Посему какой же это разум и какое это «ганание»? Тварь Божия, говорит Пророк, не видела приготовления какого либо лукавого дня, как свидетельствует слово миробытия, но грех день радования соделал днем страха и наказания, которого могли бы мы не бояться, если бы блюдущий нашу пяту змий, которому имя беззаконие, не кружился на жизненном нашем пути и, пресмыкаясь по оному, не соделал его негладким и страшно колючим, усыпав повсюду разными чешуями страстей. Потом

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

См. Толкование на Пс. 47:4

Блж. Феодорит Кирский

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

См. Толкование на Пс. 47:4

Евфимий Зигабен

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Приклоню в притчу ухо мое

Когда, говорит, беседою моею я буду поучать вас, тогда я особенно приклоню умственное ухо души моей к той притчи (беседе), голос которой, как говорит святый Златоуст, произведет, или вдохнет во мне Дух Святый. Притчею он называет здесь загадки, поелику слова пророков загадочны и темны, по причине содержащейся в них неясности сокрытых мыслей. По изъяснению великого Василия, пророк, сказывая, что слова его вдыхаются свыше, сим способом дает им большую достоверность.

Притча, по словам Златоуста, есть многозначительное имя. Притчею называется беседа, пример и укоризна, как в этом: Ты поставил нас притчу между народами. Еще—загадочное слово, которое народ называет задачею (ζητημα), как в следующем: тогда уразумеешь притчу и темное слово. Называется притчею также подобие, как здесь: другую притчу предложил им (Мф. 13:31). Притчею еще называется иносказание, как в следующих словах: Сын человеческий! Скажи им притчу сию: орел великий, с великими крыльями,—где орлом называет царя. Притчею называется еще образ или изображение, как то: почему и в притчу взял его, то есть, в образец и изображение. А Давид делает слово загадочным и весьма затруднительными, чтобы пробудить слушателя, поелику удобность многократно ввергает в леность. Слова Феодорита: итак лик апостольский, нося в устах своих премудрость Божию, то есть, Христа (ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость) говорил: уста моя произнесут премудрость, поелику, богословствуя о Христе, они своими устами проповедовали Его всему человеческому роду; а разум их поучался ничему другому, как только знаниям, и таким образом ум их изощрялся к разумению, так что они выразумели все притчи Спасителя, содержащиеся в евангелиях и прежде изъяснения Его. Ибо тотчас по изъяснению притчей Спаситель вопрошал их говоря: поняли ли вы все это? на что они отвечали Ему: так Господи (Мф. 13:51). Я, говорит, изощрив ум мой к разумению спасительных притчей, мог следовать за содержащеюся в них мыслью; а для тех, которые, по младенчеству своему, не могут делать сего, я открою сокрытое посредством моей псалтири, то есть, телесного орудия.

Отверзу во псалтири ганание (гадание) мое

Гаданием Давид называет такое слово, которое предлагается для вразумления и пользы слушателей. Открою, говорит, в псалтири, иначе, изложу слово мое посредством стройного пения: поелику кто отворяет дверь у дома, тот открывает то, что находится в доме. Итак предыдущим Давид выразил последующее. Он хочет отворить загадку свою посредством стройного орудия, чтобы слово его чрез cие сделалось более сладким для слушателей; а открывает гадание на псалтири тот, кто делает и вместе учит, и кто имеет дела и действия согласные с своими словами: поелику стройность псалтири производится посредством рук, а руки изображают действие, по изъяснений великого Василия.

Слова Златоуста: Задача (гадание) есть слово прикровенное и загадочное, для того-то он и мудростью дерзнул назвать его, доверяя Божественному откровению.

Еп. Ириней (Орда)

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Преклоню в притчу и пр. открою свое ухо к принятию сообщаемого мне Богом, чрез вдохновение познания об отношении угнетаемых и угнетающих; следовательно от Бога происходит притча, которую предлагает псалмопевец. Ганание – с трудом разрешаемая задача и потому загадка; здесь темный вопрос о том, как Бог допускает, что праведник страдает на земле, а нечестивцы благоденствуют. Не отвлеченною прозою, но в одушевленной песне, с аккомпанементом гуслей он представит разрешение загадки.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Приклоню в притчу ухо мое. Афан. изострив ум к уразумению спасительных притчей, уразумею смысл их и другим объясню гадание и притчи; разумеет дух пророчества и Св. Писания. Ст. 14. Сей путь их соблазн им, и по сих воустех своих благоволят; Афан.: жизнь себе сделали суровою, или неприязненною; или - жизнь их была соблазном, но они и после сего хвастливо говорят о себе: воустех своих благоволят. Ст. 15. Обладают ими правии заутра. Теперь они угнетают благочестивых, а скоро благочестивые возьмут над ними верх. Афан. Вел. разумеет о будущей жизни. Ст. 19. Исповестся Тебе, егда благосотвориши. По Афан., он только тогда воздает благодарение Создателю, когда Бог умножает его достояние.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

Писатель внимательно прислушивается к голосу, говорящему внутри его. Это указывает как на то, что сообщаемое им не есть плод человеческого измышления, но Божественное откровение, так и на то, что к этой «Загадке», непонятной на первых порах речи, требуется особенное внимание.

Прот. Григорий Разумовский

Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое

См. Толкование на Пс. 48:4