Толкования на Пс. 51:4

Свт. Афанасий Великий

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Яко бритву изощрену сотворил ecи лесть. Говорит это, потому что как бритвою истребил весь город священнический.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Ты, у кого «язык, яко бритва изощрена», у всякого, на кого бывает возложена, похищающая благолепие власов и остригающая «седмь плениц» (Суд. 16:19) кудрей, в которых наша сила. Конечно же, из седмеричного числа, так как Исаия исчислил седмерично подаваемую благодать Духа, составишь себе понятие о духовных «пленицах», за острижением которых, как было с Сампсоном, следует утрата очей, и то, что человек делается посмешищем для Филистимлян, когда упиются.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

См. Толкование на Пс. 51:3

Свт. Амвросий Медиоланский

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Этими словами (Давид) изобличает в безчестности предателя (Доика), потому что орудие это (бритва) служит красотe человeческаго (лица), но оно может причинить и поранение (et plerumque ulcerat). Поэтому, если кто нибудь оказывает (другому) расположение и (в то же время) по примeру измeнника злоумышляет и предает на смерть того, кого он должен был бы защищать, такой сравнивается с этим орудием, которое обычно ранит (пользующагося им), если мысль его опьянена и рука дрожит. Так и этот запятнанный кровию предатель (per funestae proditionis indicium) (Доик), опьяненный вином злобы, умертвил священника Авимелеха за то, что тот дал приют (hospitio) пророку, котораго из зависти преслeдовал царь (I Цар. XXII).

Об обязанностях священнослужителей. Книга III.

Свт. Феофан Затворник

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Язык не мыслит; но в уме и сердце помыслы сплетаются,— язык же служит только орудием к их обнаружению и выполнению. Сказано: язык, а не сердце,— потому (изречение Премудрого) что сердце безумных во устех их (ср.: Сир. 21,29), то есть не глубоко, на поверхности, и они так покорны его движениям, что тотчас и последуют им и выполняют без противления его требования, языком ли то или другим чем. Неправда (αδικια) или противоположное истине и есть ложь, или правде и добру и есть обида, оскорбление, озлобление. Доик умыслил неправду — ложь, представив Саулу Авимелеха единомысленным Давиду против Саула, тогда как он принимал его, как посла, верного царю; в намерении уязвить Давида и Авимелеха, чтобы доказать свою верность,— свойство слабых и не доброхотных душ! Яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Низкие и малодушные бессильны и духом и телом; потому к исполнению своего зломыслия употребляют лесть пред сильными, лесть лукавую (δολος) и злую, которая не обнаруживает своего зложелательства другим, а одно доброжелание сильному и готовность действовать в видах его; между тем, подобно бритве, скоро и нечувствительно уязвляет сердце сильного, а чрез него и других. Доик своим зложелательным и льстивым словом раздражил Саула до неистовства,— и он истребил священнический город со всеми жившими в нем.

Толкование на некоторые псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Лживыми словами, говорит Пророк, оскверняешь язык (ибо употребил слово: «умысли» вместо: выговорил), и произносишь речи, подобныя изощренной бритве, устрояя пагубу тем, которые верят им.

Евфимий Зигабен

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Неправду умысли язык твой

Феодотион слово умыслил перевел—провещал; а выражение весь день, Симмах перевел: каждый день. Слова сии сочинены, с опущением союза, так: язык твой всегда говорил беззаконие, неправду, вместо: беззаконно и неправедно. Давид сими словами обвиняет всю жизнь Дойка, как совершенно развращенную; потому что если бы Доик не был столько злонравен и развращен, то не истребил бы столь значительного города.

Слова Исихия: Когда Иуда говорил фарисеям: что вы дадите мне и я вам предам Его? то они предложили ему 30 сребренников; и с того времени искал удобного случая предать Его, посему весь день пребыл в размышлении о грехе предательства, доколе не наступила ночь, в которую привел это в действие (в изд. Своде). Евсевия: По словам Сираха, размышляет сердце, а не язык: в устах глупых сердце их (ибо выскочило сердце на уста их); посему и сердце мудрых есть уста их. Итак, поелику он глуп и вместе диавол, то посему говорит: неправду умыслил язык твой (Сир. 21,29).

Яко бритву изощрену сотворил ecи лесть

Лестью Давид называет здесь клевету и предательство, которое было столь сильное и проницательное произведение клеветника и предателя Дойка, что пожало священнический город как бритва, когда оговорил пред Саулом первосвященника Авимелеха и бывших с ним священников, что они друзья и помощники Давида.

Почему и Св. Кирилл возглашает: так сказано о Доике за истребление и разрушение всего священнического города! так сильна была клевета! Слова Григория Нисского: И язык диавола подобен изощренной бритве. Ибо как весьма изощренная бритва не дает заметить бреющемуся у него волос, так и диавол, устрояя, с чрезмерно великим и хитрым искусством во зле, ковы, отнимая у души благодать добродетели и знания, делает сие отнятие их у нее не чувствительными, ибо оно, на кого враждует, того лишает благолепия власов, отсекая семь плетениц власов, в которых заключается наша сила; а мысль касательно духовных власов можешь угадать из седмеричного числа их; так исчисляет благодать Духа и Исаия, разделив ее на семь видов. За отсечением их, как случилось с Сампсоном, следует потеря очей и насмешки со стороны иноплеменных во время их пьянства… Исихия: Выражение: как бритва, означает секущего не чувствительным образом, так что острее того коварства, которое составил (Иуда) на языке предательства к имевшим взять Иисуса: кого я облобызаю, тот и есть; возьмите Его!

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

См. Толкование на Пс. 51:3

Еп. Ириней (Орда)

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

Бритва изощрена – образ клеветливого языка.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть

См. Толкование на Пс. 51:3