Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих
Боже, услыши молитву мою. С благоволением приими прошения мои. Внуши глаголы уст моих. Это подобно сказанному: и ныне, Господи, призри на прещения их (Деян. 4,29).
Толкование на псалмы.
Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих
С благоволением приими прошения мои.
Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих
Кажется, что слова: услыши и внуши и подобные не заключают различия между собою, но только означают усиление и распространение молитвы. Так подобно сему он сказал в начале 4, 5, 16-го и многих других псалмов. Но более усильные изыскатели находят таковые слова имеющими различие. Мы только можем сказать то, что молитвою здесь называет молитву в уме или умную, а словами уст—прошение, произносимое губами и ртом, каково вышеозначенное: Боже, ради имени Твоего спаси меня, и другие подобные им.
Слова Исихия: Мы не имеем никакого оружия против врагов, которое было бы сильнее молитвы, если только молимся о том, что достойно Бога. Сознавая в себе это, пророк желает, чтобы слова его были выслушаны Богом, чтобы вняв тому, что он не искал ничего человеческого, принял жертву молитвы.
Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих
В предыдущем стихе призывал Давид силу Господню, а здесь молится, дабы Господь к силе присовокупил волю. Боже, глаголет, услыши молитву мою, аки бы сказал: вем, яко вся можеши, но молю, да и восхощеши; сего ради прошу, услыши молитву мою, и благоволением Твоим спаси мя. В следующих словах то же самое повторяя, присовокупляет: внуши глаголы уст моих, то есть, не отврати ушес Твоих, и не презри молитвы моея.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ст. 4–5 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою
Изречениями сих стихов псалмопевец молится о том, чтобы Господь услышал молитву его, не оставил бы без внимания молитвенных слов, исходящих из уст его, причём однозначащие выражения: услыши молитву и внуши глаголы – употребляет для выражения усиленно напряженной молитвы его, или же первым выражает вообще молитву, разумея и непрестанную умную молитву, а вторым говорит о молитве устной. Далее объясняет причину побудившую его к особенно усердной молитве о помощи Божией: яко чуждии восташа на мя. Под именем чуждих разумеет зифеев, которые были хотя и не иноплеменники, но по своему внутреннему расположению были чужды и враждебны Давиду, с которыми у него не было ничего общего, а крепкими называет Саула и его единомышленников, которые были гораздо сильнее Давида и численностью войска, и его вооружением, и которые старались погубить Давида, – искали души его, и действуя так, они не имели страха Божия, не думали о том, согласны ли их действия с волею Божией, – не предложиша Бога пред собою, а действовали исключительно по внушению своих страстей.
Объяснение священной книги псалмов.