Толкования на Пс. 53:6

Свт. Григорий Нисский

Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей

См. Толкование на Пс. 53:6

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 6-9 Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо: яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое

«Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе». А я, говорит Пророк, научен Твоею благодатию, что сподобишь меня промышления Твоего; а тем бедствиям, какия уготовлялись мне, подвергнешь устроявших оныя, и произнесешь на них правдивый приговор. Ибо сие означают слова: «истиною Твоею потреби их; волею пожру Тебе». Сподобившись сей милости, со всем усердием принесу угодныя Тебе жертвы. И описывая самый род жертвоприношения, Пророк присовокупил:

«Исповемся имени Твоему Господи, яко благо. Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое». Принесу Тебе жертву хвалы, исповедуя благодеяния Твои, потому что сие и мне полезно, и Тебе угодно. Справедливо же сделать сие мне, избавившемуся от опасностей всякаго рода и узревшему погибель врагов.

Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо: яко от всякия печали избавил мя eси

Буду, говорит, благодарить Тебя, Господи; потому что благодарность есть дело доброе, как говорит в другом месте: благо исповедать Господа (Пс. 91:2). За что же буду благодарить Тебя? За рассеяние и уничтожение брани, которую теперь имел учинить против меня Саул, и за побуждение его обратиться войною против других. Кто благодарит благодетеля, тот, по словам Исихия, на будущее время сделает его еще щедрее.

И на враги моя воззре око мое

Давид, как пророк, предвидя умственным оком души поражение, которому имел подвергнуться Саул вместе с (другими) врагами его—иноплеменниками зифеянами, говорит сии слова пророчески, что глаза мои воззрели на врагов моих. Здесь только не достает того, что имели они потерпеть и, следовательно, сие должно быть подразумеваемо так: воззрело око мое против врагов моих на то, чего я желал, или на то, что они имели понести, как мы и в 34-м пс. изъясняли такой вид опущения.

Такой же образ опущения и такую же мысль имеют и следующие слова: Бог мой явит мне на врагах моих (Пс. 58:11).

Так изъясняется этот псалом буквально и исторически. Но и мы можем читать его против злых духов, которые чужды Богу, как отступники и противники Его. Они же и крепки во зле, как бестелесные и мировладыки.

Слова Григория Нис. Не сказал: на врагов моих воззрит, но воззрело око мое, из чего мы научаемся тому, что для Бога нет ничего, ни будущего, ни прошедшего, но все в настоящее время существует. А я, говорит, буду благодарить тому имени, которым спасся, ибо благодарность—добро (буду благодарить) за то, что избавился от бедствий и усмотрел очами истребление врагов. Пророческий взор увеселяется тем, что на стороне противной добродетели ничего уже не видно. Так как по истреблению порока, который противостоит добродетели на подобие врага, уже не останется и имени врагов. Ибо как может кто либо называться врагом, когда вражда не находится в живых, но убил ее мир, как говорит Апостол. Слова Феодорита: Достигнув, говорит, сего, я со всем усердием принесу Тебе жертву хвалы, рассматривая Твои благодеяния. Ибо это и мне полезно и всем получающим от Тебя помощь и Тебе по сердцу. Такого дела самая справедливость требует от того, кто освободился от многоразличных несчастий и увидел погибель врагов.

Евфимий Зигабен

Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей

Здесь союз бо лишний. А прочими словами Давид показывает, что он получил удостоверение от Святого Духа в том, что Бог поможет ему, почему и открывает божественную сию помощь и заступление. Речение се значит, что сия помощь и сие заступление будут даны не по прошествии многого времени, но теперь же.

Некто говорит: Вот Бог и Отец помогает мне, и Господь наш Иисус Христос—Сын Его Единородный заступник души моей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей

Они, глаголет, не имели Бога пред очами своими, но Бог имел их в виду Своем, и зрел, что они предпринимали, и потому не попустил, чтоб злая воля их исполнилася. Оная частица, се, означает внезапное просвещение Пророка, по которому предвидел он, что помощь Божия для него готова, и потому как бы о вещи пред очами его лежащей глаголет: се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Аки бы сказал: враги мои ищут жизни моея, но я вижу Бога моего помогающаго мне, и аки в недра Свои приемлющаго жизнь мою для сохранения. За сим последовала в самом деле внезапная и нечаянная Божия помощь: ибо когда Саул с воинством своим отовсюду так окружил Давида, что он ни коим образом спастися не мог, в то самое время нечаянно пришел вестник к Саулу сказать ему, что Филистимляне в великом ополчении напали на области его. Получа сие известие, Саул принужден был оставить Давида; а как, может быть, вестник оный пришел в то самое время, когда еще молился Давид, то сие предвидя духом, и как бы перстом указуя, глаголет: се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей

В своей твердой вере и надежде на Бога, он уже как бы пред глазами видит (се) исполнение своей молитвы; он испрашивает погибели своих врагов и обещает тогда прославить Его жертвою и благодарением за полученное (прошедш. время в ст. 9) спасение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их

Продолжая в этих словах ту же молитвенную песнь Богу, псалмопевец как бы так говорит: злобные враги мои, гоняясь за мной с намерением уловить и погубить меня, не думают о Боге, а Господь устроит мое спасение, и как прежде защищал и всегда спасал меня от находящих бед и скорбных обстояний, так вот (се бо) и ныне являет мне помощь Свою и на будущее время (я уверен в том) не оставит без Своего заступления: Господь заступник души моей; самое то зло, которое враги мои готовили мне и будут замышлять и готовить мне в будущем, Он обратит на них самих, отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их, т.е. правдою Твоею, или по правосудию Твоему, накажи врагов моих – истреби их. Это не зложелательство, а предсказание о том, что должно случиться и что действительно сбылось на Сауле и других врагах Давида. Саул, гнавший Давида и жаждавший его погибели, сам подвергся гонению и опасности жизни со стороны иноплеменников, от которых он и погиб со всем войском своим на горах Гелвуйских (1 Цар. 31:8).

Объяснение священной книги псалмов.