Толкования на Пс. 54:23

Свт. Афанасий Великий

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает. Это подобно сказанному: не пецытеся, что ясте, или что nиeme, или во что облечетеся (Мф. 6,25; 31). Не даст во век молвы праведнику, то есть, во всякое время избавит праведных от всякого вражеского восстания.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику

«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», то есть, Бога имей своим правителем, и браздодержцем, от Его промышления поставь в зависимости все свое, в таком случае пребудешь неподвижным и непоколебимым. Ибо Пророк говорит:

«Не даст в век молвы праведнику». Ибо если попустит когда впасть в искушение, то подаст скорую помощь. Сие же совершенно сходно с апостольским изречением: «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор.10:13).

Евфимий Зигабен

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает

Сими словами Давид дает наставление, общее всем подвергающимся злоумышлениям других, сказывая каждому из них: возложи, брат, заботу о всей жизни и душе твоей на Бога, ибо Бог пропитает тебя и по телу и душе твоей; а если пропитает Тебя, то явно, что и оденет, и если оденет, явно, что и сохранит и избавит тебя от всякого искушения.

Слова св. Кирилла: Выражение—возлагать заботу на Господа—не означает состояния совершенной безболезненности и бесчувствия, но то, когда при заботливости по мере силы каждого возлагаем все на помощь Божию, могущую и подкрепить немощь нашу и то, о чем заботимся, увенчать добрым окончанием. Итак, хорошо псалмопевец ведет нас к благоговению, потому что Господь, приводящий все неизреченною своею силою в бытие, может подать пищу всем, когда возложим на Него надежду. Что же значит возлагать надежду? Устранив ум от всего мирского, заботиться об угождений только Ему.

Нe даст в веке молвы (смятения) праведнику

Бог, говорит, не попустит праведника испытывать смятение и беспокойство на долгое время, как говорит и Апостол: верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1Кор. 10,13). Сказал: не предаст, потому, что, позволяя искушениям восстать на праведников со стороны диавола, Бог представляется сам предающим их оным, поелику, будучи в состоянии пресечь их, Он не пресекает для испытания и увенчания искушаемых.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 23-24 Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. Аз же, Господи, уповаю на тя

Пророк утешает здесь как себя самого, так и подобных себе, увещавая, чтоб всю надежду свою возлагали на Бога, Который, без сомнения, больше печется о рабах Своих, нежели сами они, как и святый апостол Петр, увещавая, глаголет: всю печаль вашу возвергните нань, яко Той печется о вас (1Пет. 5:7). И то же самое Христос Спаситель, приведши многие примеры, пространно у Матфеа, в главе 6, в стихе 25, утверждает, глаголя: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся: не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? (Мф. 6:25) Впрочем, увещание сие не к тому относится, чтоб мы праздно жили, и нимало не пеклися о снискании пищи: но чтоб излишне о том не заботилися, и чтоб всю нашу надежду и упование не в наших силах, но в Божией милости и в промысле Его полагали. Возверзи, – глаголет себе самому и всякому верующему, – на Господа печаль твою, то есть, оставь Божию промыслу пещися о том, что нужно к содержанию и продолжению жизни твоея, и Той препитает тя, Той все потребное для тебя промыслит, благословляя труды рук твоих, и благоуспешными творя вся дела твоя; и не токмо препитает тя, но и от врагов защитит: и хотя иногда попустит пострадать праведнику для искушения терпения его, или от недостатка вещей нужных, или от гонения людей нечестивых, но сие недолго продолжится. Господь не попустит праведнику во веки бедствовать, поелику вечная скорбь одним токмо нечестивым соблюдается. Он низведет их в студенец истления, то есть, в геенну вечнаго огня, где все низверженные вечно живут, и вечно умирают. Ибо всегда живут в муках, чтоб всегда умирали, и конца смерти, котораго желают, никогда не обретали. Сии люди, или паче, сии кровопийцы, не токмо там низвержены будут в студенец вечныя смерти, но и здесь на земле поживут недолго. Ибо праведный суд требует, чтоб те, кои жизнь у ближняго отъемлют, сами жизни лишились. Тако бо Господь глаголет, проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется (Быт. 9:6). И паки: вси приемшии нож, ножем погибнут (Мф. 26:52).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику

В заключение псалмопевец убеждает сам себя к мужеству и надежде на Бога, и снова высказывает свою уверенность в истреблении врагов и в собственном спасении. Печаль – заботу. Молвы – колебания волнами несчастий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 23-24 Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя

Праведника Господь спасет, а врагов его низложит

Давид ободряет себя самого и, вместе с тем, всякого невинно страдающего и преследуемого - надеждой на Бога, Который «никогда не даст поколебаться праведнику», не допустит, чтобы праведник сделался предметом посмеяния, позорных речей, которые бы переходили из поколения в поколение, но всегда защитит, не допустит до гибели. Врагов и гонителей праведников Господь низложит в «ров погибели», т. е. в ров, который обыкновенно выкапывался глубоко в земле в виде кувшина, с сравнительно узким горлышком, куда низвергали преступников и выхода откуда уже не могло и быть, т. е. Господь безвозвратно погубит их. Все вообще «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих», - все восставшие на Давида, жаждавшие произвести государственный переворот даже и насилием, с пролитием крови (здесь разумеется Ахитофел, Авессалом и его друзья, не гнушавшиеся и не боявшиеся даже междоусобной распри) и действовавшие обманами, как и действительно действовал Авессалом, склоняя к себе народные симпатии распространением ложных сведений о Давиде, не переживут и половины назначенной им жизни. Последнее буквально исполнилось на Авессаломе, погибшем в цветущем возрасте.

Псалмы 53 и 54 употребляются при богослужении в составе 6-го часа, воспоминающего распятие Христа, когда его враги в своей вражде ко Христу «не предложиша Бога пред собою» (LIII:5 ст.) и когда близкий к Нему человек (Иуда) оказался предателем (LIV, 14-15). Напоминанием об этом церковь предостерегает верующих не уподобляться этим врагам, а с искренней верой и чистотой сердца приступить к слушанию и участию в совершении Великой Жертвы Христовой.

Прот. Григорий Разумовский

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику

После того как полученною от Господа помощью Давид совершенно избавлен был от козней и нападений со стороны мятежников, он обращается с советом и наставлением ко всем другим, подобно ему подвергающимся злоумышлениям со стороны врагов, утешая их, как и себя самого, и увещевая, чтобы в подобных бедственных случаях и обстоятельствах возлагали всю надежду на Бога, Который, несомненно, больше печется о преданных Ему рабах Своих и больше может сделать для них, нежели они сами. Если нападут на тебя, говорит он, враги, то ты не печалься, а всю заботу о себе, о сохранении своей жизни возложи на Господа, и Он сохранит тебя, подаст тебе пищу (тя препитает) и все потребное для жизни. Подобное сему читаем и в Святом Евангелии: «Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете» и проч. (Мф. 6:25), но это (учение Евангелия и наставление псалмопевца) не то значит, чтобы мы отложили всякую заботу о себе, предавшись беспечности и предоставив заботу о себе Господу Богу, а указывает лишь на то, что при всей возможной заботливости нашей о себе спасение наше все-таки зависит не от нас, а от Бога, Который, промышляя о нас, благословляет труды рук наших и дает успех во всех делах наших. Наставление псалмопевца (как и евангельская заповедь) учит нас, чтобы, принимая все зависящие от нас меры для избежания опасности, мы в то же время не возлагали надежды на одни свои силы, не предавались самонадеянности, а всю надежду имели на Бога, Который никогда не допустит, чтобы верующий и надеющийся на Него поколебался под тяжестью искушений: не даст в век молвы праведнику. (Молва значит: «колебание, потрясение, смятение».) Господь Бог, говорит псалмопевец, хотя и попустит праведнику подвергнуться разным искушениям и напастям, но никогда не даст ему бедствовать вечно (в век), а подаст ему и Свою скорую помощь, или, как говорит апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушенными сверх сил»

Объяснение священной книги псалмов.