Толкования на Пс. 58:6

Свт. Афанасий Великий

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Вонми посетити вся языки. Молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены. Да не ущедриши вся деляющии беззаконие.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

См. Толкование на Пс. 58:2

Блж. Феодорит Кирский

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

«И Ты Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки», Усмотрев безгрешность в едином Сущем от него по плоти и предузрев духом неистовое на Него востание единоплеменных иудеев, Пророк умоляет Господа сил и Бога Израилева оставить иудеев без призрения, обратить же всю промыслительность на язычников и озарить их светом Боговедения. А возвестив сие язычникам, предрекает и наказания иудеям.

«Да не ущедриши вся делающия беззаконие». Поелику пророческими очами узрел крест, и как бы слышал глаголющаго Господа: «Отче, отпусти им» грех: «не ведят бо, что творят» (Лк.23:34); то, гнушаясь чрезмерностию нечестия, умоляет о том, чтобы не было им прощения. Потом предвещает будущее оскудение у них духовной пищи.

Евфимий Зигабен

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки

Силами Давид называет здесь чины ангелов, которых Творец есть Бог. Или Богом сил называется несколько пространнее вместо: сильный, или подателе силы. Итак, Давид сими словами молит Бога о посещении всех народов чрез вочеловечение Сына Его; ибо предузнал о сей тайне посредством пророческого дара Святого Духа.

Другой: Чрез Христово вочеловечение посещены все народы. Посещал Бог и в древности земнородных, но посещение сие относилось только к Израилю. А божественная и небесная проповедь протекла по всей поднебесной; так как в одном месте о святых Апостолах написано: по всей земле разнесся голос их. Златоуст: Христос желает, чтобы Отец Его Господь сил и Бог израильский явился и увидел победу, при которой корысти и добычи, приносимые Им от уверовавших в Него язычников, то есть, от спасения язычников и чтобы таким образом посетил сих язычников подаянием Св. Духа и отвратился от Иудеев. Ибо сие то означает прибавление: не ущедри всех делающих беззаконие, так как не никоторые только из них беззаконны, но все, хотя и думают, что они сохраняют закон.

Да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Не будь, говорит, Господи, сострадателен ко всем делающим беззаконие, нераскаянным и неисправляющимся, каковы Саул, Анна, Каифa и демоны, но накажи их, дабы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов, опасаясь, чтоб не подвергнуться тому же: ибо художник, то есть, благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (Притч. 22,3).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Сообразует слова стремительному нападению врагов, дабы Бог так же потщился ускорить ему на помощь, как и они належат на его гибель. Но дабы паки приобресть благоволение пред Богом, нарицает Его Свидетелем и Судиею невинности своея. Употребляя глагол виждь, не то означает, аки бы Бог, закрыв Свои очи, доселе не видел бедствий его (ибо чрез сие обидел бы Бога): но присвояя Богу чувство зрения, объемлет верою, что от промысла Его ничто не скрыто, и потому удостоверяет себя, что и скорби его, купно с невинностию, и злоба врагов Богу известны. Таким образом, чрез глагол виждь, все дело свое предоставляет на испытание Божию суду. В следующих за сим словах молитву свою сильнее продолжает, и, во-первых, ублажает Бога новыми именами, нарицая Его Богом сил и Богом Израилевым, из коих первым безпредельную силу Его превозносит, а другим особенное Его попечение, которое имеет Он яко Отец о сынах Своих и о всей церкви. Замечательно и оное местоимение: Ты, аки бы сказал, что Богу не меньше невозможно оставить должность судии, как и отрещися Самого Себя, или забыть существо Свое. Когда же просит Бога посетить все языки, то не потому, аки бы желал, чтоб сведение невинности его во все народы распространилось, но он умословствует от большаго к меньшему, аки бы сказал: ежели де внешние нечестивые народы мстящей руки Божией не избегают, то кольми паче не избежат страшнаго суда Его внутренние враги, которые, под видом братския любви, озлобляют благочестивых и возмущают покой, утвержденный Богом в церкви. Итак, намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог силен усмирить и привесть в порядок не только малочисленное сонмище нечестивых, но и весь мир наказать за грехи.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Пусть Бог Всемогущий (Бог сил), страж завета (Бог Израилев), придет ему на помощь и безпощадно истребит всех беззаконных язычников. Выражение вся языки подавало повод многим толковникам утверждать, что псалом этот направлен против языческих народов, например, Селевкидов; но очевидно, что Давид мог Саула и его придворных за их нечестие назвать язычниками, так как они нарушили завет и беззаконничали как язычники.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние

«Народами», которых Давид молит Бога наказать, называются далее «нечестивые беззаконники». Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа - язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.

Прот. Григорий Разумовский

И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие

Обращаясь к заступлению Божию и желая испросить Его помощь, Давид называет здесь Господа Бога Богом сил, т.е. всесильным, всемогущим, власть и сила Которого беспредельны и во власти Которого находятся все народы, и Богом Израилевым, т.е. Таким, Который имеет особое попечение о Своем народе и Своей Церкви. Тебе, говорит он, Господи, достаточно обратить внимание на все народы (вонми посетити вся языки), чтобы они получили, по Твоему правосудию, должное возмездие: и тогда не воспользуются щедротами и милостью Твоею: да не ущедриши вся делающыя беззаконие, или, как говорит в другом псалме: «Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит» (Пс. 129:3). Если же не избегнут праведного прещения Твоего все другие нечестивые народы, тем паче не избежать строгого суда Твоего тем беззаконникам, которые в среде Церкви Твоей оскорбляют и притесняют благочестивых и тем нарушают мир Церкви. По мнению св. Афанасия, словами этого стиха «Давид молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены» [3, с. 195] да не ущедриши вся делающыя беззаконие. А по мнению блж. Феодорита, Давид видит в этих словах распятие Христово и, гнушаясь чрезмерностью нечестия, умоляет о том, чтобы христораспинателям не было прощения [6, с. 269].

Объяснение священной книги псалмов.