Толкования на Пс. 58:12

Свт. Афанасий Великий

Ст. 12-13 Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи, Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине

Не yбий их, да не когда забудут закон Твой. Молится, чтобы не был совершенно истреблен от людей род восставших на Господа. Просит же, чтобы лучше были они рассеяны и жили в пленении за грех уст их, и за гордыню их.

И от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Да соделается, говорит, всюду известною кончина их за хулы, какими злословили Тебя, говоря ложь о славе Твоей. Кончиною же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его — подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители Закона, явление Ангелов, все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

Ибо говорит: «не убий их», но «низведи я» с высоты неверия на гладкую равнину Богопознания. Так и поступили великий Павел и Иоанн Креститель, – Павел, низлагая «всяко возношение взимающееся на разум Божий» (2 Кор. 10:5), а Иоанн, по пророчеству Исаии (Ис. 40:4), уравнивая и сглаживая всякий холм и всякую гору, надменную величавость порока доводя до самоуничижения и невеличавости добродетели.

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

«Не убий их, да не когда забудут закон Твой». Умоляю, говорит Пророк, не подвергать их конечной гибели; потому что многие из них уврачуются врачеством покаяния. А «в смерти несть поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» (Пс. 6:6)? Посему, какое же угодно Тебе наложить на них наказание?

«Расточи я силою Твоею, и низведи я, Защитниче мой, Господи». Разсей их по целой вселенной, соделай скитальцами и пресельниками; потому что составили против Тебя злое совещание. Какое же именно, извещает о том Пророк.

Евфимий Зигабен

Не убий их, да не когда забудут закон Твой; расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

Заметь, читатель, долготерпение и милосердие пророка Давида, которому должен подражать и ты. Он просит не о том, чтоб умерщвлены были враги его, опасаясь, чтобы, быв погублены преждевременно, после смерти совершенно не забыли о заповедях Божиих, поелику кто умирает, уже забывает божественный закон; в (состоянии) смерти никто, говорит, не поминает Тебя (Пс. 6:6). Но он просит, чтобы рассыпаны были везде мысленные враги его и чтобы, быв низвержены с высоты гордости своей, смирились, ибо сие означает речение: низведи, а чрез смирение образумились бы и исправились. Таково Давидово прошение к Богу! Но Бог судил праведно: неисправимых и нераскаянных иудеев Он умертвил ножом римлян, а тех, которые имели исправиться и раскаяться, заставил бежать и таким образом исполнил сии молитву пророка Давида.

Слова Нисского: Из сих слов мы научаемся, что истребление людей не будет для того, чтобы дело Божие, истребляясь и переходя в небытие, не сделалось бесполезным, но вместо людей погибнет грех и обратится в ничто. Ибо грех рта их, как говорит далее, и слово уст их— гордость и проклятие и ложь по причине гнева при кончине существовать не будут; а по уничтожении бытия их, познают, говорит, что Бог владычествует над Иаковом и над концами земли; ибо когда нигде не останется зло, тогда, без сомнения, царствующий во многих грех изгнан будет вон. Афанасия: Молится, чтобы род восставший на Господа, не вовсе был истреблен из числа людей, а вместо того просит, чтобы за грех рта их и за гордость свою были рассыпаны и жили лучше в плену. И действительно по словам другого изъяснителя не все иудеи убиты и уничтожены между людьми, но хотя остались и существуют, впрочем так, как низверженные и низведенные с того достоинства, которым почтены были от Бога в древности.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Не убий их, да не когда забудут закон твой: расточи я силою твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

Сими словами Пророк подает нам пример к терпению. Люди часто воображают, что ежели Бог не вдруг истребит врагов их, то они навсегда избегнут рук Его: но Давид научает, что Бог с намерением мщение Свое надолго отлагает. Ибо ежели бы вдруг и в едину минуту всех нечестивых истребил, то вскоре был бы забвен закон милости Его. Итак просит Бога, дабы Он не убил, но разсыпал их. Чего ради? Дабы нечестивые люди, угнетаемые бедностию и злостраданием, семо и овамо скитаяся, не забывали закона Его. Сие яснее изображает в другом члене, глаголя: расточи я силою Твоею, и низведи я. Ибо желает, дабы низвержены будучи с высоких степеней достоинства, и как бы поверженные к ногам, непрестанно представляли пред очи всех зрелище гнева Божия. А дабы удобнее мог получить просимое, то при конце стиха показывает, что он не о себе токмо печется, но и о благе общем. Ибо сюда клонятся слова, в множественном числе положенныя: защитниче наш, Господи. Понеже бо Богом избран был в царя, и в особе его заключалося благосостояние церкви, то не одна токмо глава его страдала, но и тело всего народа, о благе котораго Бог чрез него промышлял. Сия была причина, чего ради терпеливно сносил он, когда Бог правосудие Свое отлагал, дабы содержать народ в непрестанном размышлении о судьбах Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

Но псалмопевец молит Бога, чтобы Он не внезапно умертвил их, но мало-помалу приводил их к погибели, дабы на судьбе их можно было иметь предостерегающий пример и свидетельство того, что Бог многомилостив к Своим праведникам.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Не убий их, да не когда забудут закон твой: расточи я силою твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

«Не умерщвляй их», т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14 ст. ), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, «чтобы не забыл народ мой», чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания «для памятования о Боге».

Прот. Григорий Разумовский

Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи

Здесь св. Давид в самом себе показывает нам пример терпения. Выражая (выше) пред Богом жалобу на злобу и ярость врагов своих, он умоляет Его, чтобы не истреблены были они до конца (не убий их), опасаясь, чтобы в случае конечного погубления всех нечестивых весь народ еврейский не забыл закона Божия (Пс. 6:6), всех милостей и обетовании Его, какие даны были отцам его – Аврааму и его потомству на вечное время (Лк. 1:55). Он просит только, чтобы Господь (силою Твоею) рассеял их по разным странам и таким образом низложил бы их гордость (низведи я) и научил смирению.

Объяснение священной книги псалмов.