Толкования на Пс. 60:7

Свт. Афанасий Великий

Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода

Дни на дни царевы приложиши. Слова эти показывают, что и это, т.е. жизнь вечная, есть часть достояния. Ибо это и значит приложение дней к летам дней царевых, и под днями пророк разумеет годы и веки.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-8 Дни на дни царевы приложиши: лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом

Такую принесши молитву, получив просимое и исповедав за сие благодарение: просят Бога, дарованнаго им царя сохранить на долгое время. Царствовал же над ними тогда Зоровавель. Но к нему не применимы все слова пророчества. Сказанное: «дни на дни царееы приложиши» – приличествует и ему; прочее же прилично не ему, но по великому человеколюбию от него Произшедшему по плоти, как ведает Сам Произшедший. Ибо на Нем истинно исполняются слова пророчества: «лета Его до дне рода и рода, пребудет в век пред Богом». К Нему обращая речь, сей же Пророк сказал в сто первом псалме: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс.101:28). Да и Зоровавель есть образ Владыки Христа: ибо как тот пленных из Вавилона привел в отеческую землю: так Владыка Христос все естество человеческое, соделавшееся пленным, возвел в прежнее благородство, и, разрушив державу смерти, даровал жизнь пребывающим под ея владычеством. «Милость и истину Его кто взыщет?» Кто в состоянии в точности дознать сокровенную и правдивую милость Божию? Ибо «судьбы» Божии «бездна многа» (Пс.35:7).

Евфимий Зигабен

Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода

Дни на дни царевы приложиши

Ты, говорит, Господи, приложишь дни многие к дням царя Зоровавеля за боголюбие и благоразумие его. А прочие слова уже не относятся к древнему Зоровавелю, но к новому Зоровавелю по плоти, то есть ко Христу, как изъясняет Феодорит, так как Зоровавель был образ Христа в том отношении, что как первый извел пленных евреев из Вавилона в Иерусалим, так и Христос, отведя пленных людей от заблуждения, состоявшего в обожании идолов, привел в горний Иерусалим и в самое небо, которое было истинное отечество людей, потому что душа дана человекам в начале мира свыше от Бога.

Слова Божеств. Кирилла: Не думай, что об одном каком либо царе говорит сие, напротив знай, что и о всяком избранном для царства небесного (говорит), которого и называет пребывающим пред Богом во век; ибо те, которые сделались сообразными Христу по общению в страданиях Его, с Ним и царствовать будут непрерывно и будут с Ним всегда, приемля царство, как говорит Апостол, непоколебимое. Евceвия: Сказал прежде: Ты, Боже, услышал молитвы мои, пророк с переложением слов присовокупил следующее: дни на дни царя приложишь: услышав, говорит, молитвы мои, дни на дни царя приложишь; а в средине между сими мыслями упомянуто о боящихся имени Господня, поелику и им пророчество сие обещало достояние, a сие достояние было жизнь вечная. Другой может сказать, что Давид говорит это о себе, что посему он будет поминаем не только в том роде, в котором жил, но и в каждом роде, или в двух некоторых родах, так что писание сим указывает на народ из обрезания и народ из язычников. Итак, и в людях он получит сие блаженство, и у Бога никогда не погибнет, находясь непрестанно пред пречистыми очами.

Лета его до дне рода и рода

Лета, говорит, царства Христова будут продолжаться до последнего из двух родов, то есть, древнего народа израильского и нового, составившегося из язычников, иначе—до скончания миpa; ибо даже до того времени протянутся два сии рода, хотя и по скончании снова будет продолжаться вечное царство Христово.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода

Сии слова не столько к временному, сколько к вечному царству Давида относить должно. Ибо хотя жизнь его продолжалась до глубокой старости при спокойном царствовании, и хотя умер исполнь дней, предав царство наследнику сыну, однако не превзошел он обыкновенных пределов человеческия жизни, да и та большею частию прошла во многих бедствиях, заботах и печалях. Почему нет сомнения, что сие приложение дней и лет относит к вечному царствованию со Христом, на егоже милосердие уповая, скончался.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода

И не только обыкновенным образом Бог окажет милость царю, находящемуся теперь в изгнании, но в силу данного ему обетования (2 Цар. 7:12) в потомстве его Он дарует ему вечное царство с необычайными, явными всему миру благословениями; и за это он вечно будет прославлять Господа. Дни на дни прилагать – даровать весьма долгую жизнь. Лета его – нужно дополнить: да будут до дне (времени) рода и рода, т.е. всех родов. В потомстве своем Давид жил и управлял вечно; Богочеловек есть его потомок; престол Мессии – престол Давида (Лк. 1:32, 33); во Христе, Который вечно царствует, данное Нафаном обетование и выраженное в нашем псалме ожидание достигло только своего совершенного исполнения; в таком значении псалом этот мессианский.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода

«Приложи дни ко дням» - удлини жизнь, «лета его продли в род и род» - во все время существования человеческих поколений. Пусть имя Давида хранится в потомстве не в смысле простого памятования о нем, как историческом только деятеле, но в потомстве, происшедшем от него. Таким потомком был обетованный Мессия, вечный Царь.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–8 Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет

Еще с 5-го стиха псалмопевец, вдохновленный пророческим духом, переносится мыслью от скоропреходящего и временного к бесконечному и вечному, и здесь, говоря о приложении дней к жизни царя, разумеет, конечно, не временное свое царствование, но царство вечное, в лице Потомка своего по плоти (2 Цар. 7:12–13, 16), вечного Царя славы Господа Иисуса Христа, лета царствования Которого, в Церкви Его на земле, продолжатся до дне рода и рода, т.е. до скончания мира, а затем Он будет царствовать вечно: пребудет в век пред Богом, и в этом заключается милость Его к людям, боящимся Его, и этого требует истина, или правда, Божия, которых (милости и истины) никто не может постигнуть: милость и истину Его кто взыщет?

Объяснение священной книги псалмов.