Толкования на Пс. 61:3

Свт. Афанасий Великий

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Ибо Той Бог мой. Он дарует спасение терпящему от вас обиду, и несомненно освободит от вашей злобы.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Бог наш есть Сын Божий; Он и Спаситель рода человеческого, подкрепляющий немощь нашу, прекращающий волнение, производимое в душах наших искушениями. Не «подвижуся наипаче». Псалмопевец, как человек, сознается в волнении. «Наипаче». В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка только колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела делаются и многочисленнее и важнее, тогда по мере возрастающих грехов и волнение обыкновенно в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что, вырванные с корнем, бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души, на которых она утверждалась Божественною верою. Потому и я, говорит псалмопевец, колебался, как человек, но не поколеблюсь «наипаче», потому что меня поддерживает десница Спасителя.

Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

См. Толкование на Пс. 61:2

Евфимий Зигабен

Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой; не подвижуся наипаче (весьма)

Не устрашусь, говорит, больше искушений, хотя до падения в искушения, как человек, я страшился. Ибо подвижением здесь он выражает робость, или страх.

Слова Великого Василия: Далее он изъясняет, что такое спасение? Оно есть не простое какое либо благодетельное действие, способствующее к облегчению болезни и благосостоянию тела; но что такое спасение? Есть Бог наш,—происходящий от Бога Сын, Он же и Спаситель рода человеческого, укрепляющий немощь нашу и исправляющий происшедшее в душах наших смятение. По человечески исповедует смятение; ибо не возможно не быть в человеческой душе некоторому потрясению от искушений. Доколе производим небольшие и немногие грехи, дотоле, как растения тихим ветром колеблемые, слегка потрясаемся.., но когда умножатся и увеличатся бедствия, по мере возрастания грехов, тогда обыкновенно усиливается и волнение. Итак, хотя я подвинулся, как человек, но не весьма подвинусь, потому что, по мере сего укрепляюсь рукою Спасителя. Другой истолкователь говорит: Потрясается каждый, кто падает в порок. Но это происходит не вдруг: первое смущение бывает в мыслях, производимое страстями, после которого, если присоединится к возмущенным мыслям соответственное им действие, происходит уже сильное движение и падение. Итак, при возрождении гнусной похоти, или другого какого либо движения должно, при помощи Божией, обуздать стремление к действию благочестивым помыслом, дабы не произошло сильное движение.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

См. Толкование на Пс. 61:2

Еп. Ириней (Орда)

Ибо Той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Хотя и тяжко страдает псалмопевец, но он безусловно подчиняется Господу, от Которого приходит спасение; Он единственный Помощник псалмопевца, и, конечно, не допустит его сделаться еще несчастнее.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали

«Он - твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он - скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. - «Не поколеблюсь более» - у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение.

Прот. Григорий Разумовский

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

См. Толкование на Пс. 61:2