Толкования на Пс. 61:4

Свт. Афанасий Великий

Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену

Доколе належите на человека? Укоряет сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу и по естественной немощи уподобляющуюся стене преклонене, готовой упасть, и оплоту возриновену.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену

Псалмопевец опять препирается с лукавыми служителями диавола, жалуясь на безмерность предприемлемых ими злых умыслов. Мы люди, слабые живые существа, а вы «належите» на нас, не довольствуясь первым нападением, но нападаете в другой и в третий раз, пока не низложите душу встретившегося вам, так что она будет подобна стене наклоненной и оплоту разрушенному. Стена, пока она стоит в прямом положении, бывает тверда, а когда наклонится, тогда необходимо ей разрушиться и упасть, ибо тяжелое тело односоставное и по наклонении может быть спрямлено, а тела, составленные из многих частей, как скоро сделается в них перевес на одну сторону, не допускают уже и возможности их спрямить.

Итак, псалом дает разуметь, что, поскольку природа человеческая, будучи сложною, преклонена грехом, то ей непременно должно разрушиться, чтобы по обновлении Художником, создавшим ее в начале, восприять безопасность, неразрушимость и неувлекаемость по чьему-либо злоумышлению в новое падение. Сказано: «Божие тяжание, Божие здание есте» (1Кор. 3, 9). Сие-то здание поколебал враг; Зиждитель исправил происшедшие в нем повреждения. А таким образом, хотя разрушение необходимо по причине греха, однако же велико воскресение по причине бессмертия.

Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену

Мысль, заключающаяся в стихе сем, изложена не в обыкновенном порядке речи, и она есть следующая: долго ли будете поступать с нами жестоко, не взирая на общее наше с вами естество? Имея это убийственное намерение, спешите оттолкнуть и низринуть нас, как наклонившуюся какую нибудь стену и оплот, который в опасности упасть от ветра. А сие значит: вы не слишком превозноситесь над нами, как над немощными; потому что имеем помощником Бога всяческих.

Евфимий Зигабен

Доколе належите (нападать вам) на человека? убиваете (убиваете его) ecи вы, (нападаете) яко стене преклонен и оплоту возриновену (поврежденному)

Доколе, говорит, вы—враги и притеснители мои, устремляетесь и нападаете на меня—человека слабого, подобно тому как бы кто наступал на наклонившуюся и близкую к падению стену и на потрясенную и готовую совершенно разрушиться ограду? А выражение—доколе, показывает, что враги устремлялись на него и прежде неоднократно. Слова: убивать всем вам, по изъяснению Феодорита, помещены в средине, по переложению, вместо: доколе нападать вам на человека, как на стену наклонившуюся и оплот поврежденный? Доколе убивать (его) всем вам? Сими словами Маккавеи исповедуют немощь и бессилие свое, поелику согрешили пред Богом, то потому до самого сего времени они имели многие искушения и бедствия, как повествует о том история маккавейская.

Слова вел. Василия: Из сих слов видно, что природа человеческая, как сложная, покривилась от бремени греха и что она должна непременно разрушиться, так что она будет воссоздана снова устроившим ее в начале Зиждителем и восприимет твердость и нерушимость и свободу от наклонения к второму падению. Итак, сие слово препирается с злыми служителями диавола, обвиняя чрезмерность их в злоумышленном нападении: поелику люди суть животное слабое, а вы нападаете, не довольствуясь первым нападением, но еще производит и второе и третье. Феодорит изъясняет сие так: не слишком возноситесь против нас, как слабых; ибо у нас есть помощник Бог всяческих. И Афанасий: доколе вам столько устремляться, когда о вас предсказано, что вы напрасно обижаете нас?

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену

Давид укоряет врагов своих за их ожесточенную злобу, показывая, что они употребляли всякия меры, дабы погубить его, и всегда устрояли новыя козни. Здесь надобно разсмотреть, куда клонится оное подобие, которое тотчас следует за сим. Некоторые мнят, что с стеною преклоненною сравниваются здесь люди нечестивые. Якоже бо ветхая стена угрожает всегдашним падением, тако и они непрестанно падают во грехи, и дотоле продолжают грешить, донележе низринутся в погибель. Но Давид, как кажется, другую мысль имел. Ибо как стена, худо складенная, хотя по внешнему виду является толста и широка, но будучи внутри пуста, к падению клонится: тако и нечестивые, надменные ветром гордости, хотя замыслы свои далеко распространяют, однако редко в них успевают. И как стена поврежденная и внутри пустая внезапным падением не токмо разрушается, но и на малейшия части раздробляется: тако Давид врагам своим внезапное падение предвозвещает, назнаменуя, что хотя они на высоком степени достоинства поставлены и, надмеваяся гордостию, ужасныя угрозы изрыгают, однако падут непременно, и притом падут с величайшим шумом, подобно огромной стене, вдруг разрушившейся, или оплоту, стремлением воды увлеченному. Блаженный Августин, толкуя место сие в духовном смысле, оплакивает бедственное падение душ, оружием различных страстей от злых духов ежедневно поражаемых и убиваемых, яко то: сребролюбием, гордостию, похотию, гневом, завистию и иными сим подобными страстями. Итак, негодуя на духов злобы, глаголет: доколе належите на человека? Доколе не престанете наветовать человеческому роду, нападая на него то хитростию, то открытым образом? Доколе будете поражать души бедных человеков, и увлекать с собою во ад? Доколе будете приражаться несчастному человеку, яко стене преклоненне и оплоту возриновену? Сими словами весьма изрядно описал нам Августин как демонов силу, и лютость их к человеческому роду, так и немощь нашу. В самом деле, все мы, по растлении естества, сделались подобны стене, к падению преклонившейся, и легко разрушиться могущей: понеже и тлению подлежим, и удобопреклонны на зло от юности нашей. Сего ради прилично восклицает Апостол: окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:24).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену

Затем Давид изображает свои настоящие страдания; многочисленные враги (еси вы) устремляются на него с уверенностию, что они наносят ему уже последний удар. Убиваете – зачем все вы замышляете убийство против меня, беспомощного и одинокого. Яко стене; смысл: вы сравниваете положение мое со стеною, которой каждую минуту угрожает падение (Ис. 30:13) и поддержать которую ни у кого нет силы, и массою (все) устремляетесь против меня слабого.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену

Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно.

Прот. Григорий Разумовский

Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену

Належите (от слова «належати, нападать, наваливать, выдумывать напасть») значит: «придумываете тяжкие напасти». Яко стене преклоне значит: «как на стену наклонившуюся, готовую к падению». Оплот – то же, что «ограда из одного камня, без цемента», как часто бывает в Палестине; оплот возриновен значит: «ограда или стена пошатнувшаяся, грозящая разрушением». Слова убиваете вси вы в переводе греческом стоят позади слов оплоту возриновену и в конце стиха, а потому весь стих с греческого переводится так: «Доколе вы нападаете на человека, как на стену наклонившуюся и как на ограду пошатнувшуюся? Доколе все будете устремляться на убиение?» Словом доколе выражается, что враги неоднократно делали нападения и много раз замышляли козни на Давида, чтобы погубить его. Св. отцы (Василий Великий, Афанасий Александрийский, блж. Августин и др.) объясняют изречения этого стиха в духовном смысле – постоянных нападений врага рода человеческого на подвижников веры и благочестия. «Псалмопевец, – говорят они, – укоряет здесь сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу и по естественной немощи уподобляющуюся стене преклонене и оплоту возриновену» (Толкование еп. Палладия. С 243).

Объяснение священной книги псалмов.