Толкования на Пс. 61:12

Свт. Афанасий Великий

Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия

Бог объявил слово о суде, и слышал я двоя сия: во-первых, что гневом воздаст тем, которые по множеству грехов требуют гнева, и во-вторых, что уделит милость тем, которые соделали достойное милости. Ибо держава означает гнев и строгость к достойным того.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия

Потом псалмопевец ко всему сказанному присовокупляет изречение, не собственными своими словами, но как слышал его от Бога. Ибо говорит: «Единою глагола Бог, двоя сия слышах». И никто не смущайся, будто бы в сказанном есть странность, а именно, что Бог говорил однажды, а Пророк слышал это два раза. Ибо возможно однажды сказать так, чтобы в сказанном однажды заключалось многое. Один человек, встретившись с другим однажды, о многом переговорил с ним, и выслушавший его речи может сказать: однажды он говорил со мною, но насказал многое. Таков же смысл и теперь сказанного. Однажды мне было Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог. Пророк не сказал: об одном «глагола Бог», но «двоя сия слышах», в таком случае оказалось бы, что речь заключает в себе противоречие.

Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.

Прп. Исидор Пелусиот

Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия

На сказанное в 61-м псалме: единою глагола Бог, двоя сия слышах.

Добыча, которую желаешь ты уловить, наилучший, и разумнейшими с трудом уловляется, а для умов дебелых вовсе неуловима. Спрашивал ты, что значит: единою глагола Бог, двоя сия слышах? Посему (так как надобно открыть дверь разумения и разбор затруднительного в изречении предоставить более разумным) думаю, что сказано сие в таком смысле, в каком сказал бы иной: такой-то встретился со мною однажды, но вел разговор о различных предметах.

Таков ближайший смысл изречения, представляющийся с первого взгляда; более же глубокий и близкий к делу рассеян во всех Писаниях. Но укажу оный, взяв в руки одно или два места, хотя можно обращать внимание и на многие другие места, заключающие в себе такой же высокий смысл, как и у Песнопевца.

Бог сказал Адаму: земля еси, и в землю отыдеши (Быт.3:19), - и не присовокупил: «обратишься в ничто и не возвратишься более к жизни». По причине сего молчания проразумеваю воскресение, ибо сим Господь дал изгнаннику надежду на возвращение. Определение Божие, кажущееся односторонним, выражает Царское человеколюбие и порождает надежду на возвращение.

И Ниневитяне, народ жестокий, выслушав о себе почти прямое определение, не потерпели ничего жестокого. Но в сказанном: еще три дни, и Ниневия превратится (Ион.3:4), - уразумели, что выражается сим Божие человеколюбие, ибо определение, исполненное неизбежной угрозы, заключало в себе тайную мысль, сокрытую в присовокупленной отсрочке. Не было сказано в оном: «после трех дней»; напротив того, заключалось в нем как бы следующее: «три дня потерплю еще вас»; и образумившись, они отклонили от себя погибель и приобрели спасение. Определение Божие, по-видимому, заключало не одно что-то, но две вещи: или наказание нераскаянным, или спасение кающимся. Сие-то показал и самый итог, соответствующий более сему изъяснению, нежели определению.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 12-13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его

Слышал я, говорит Пророк; так определено Богом всяческих, что будет суд и воздаяние за добро и зло. Слово: «единою» употреблено не в означение числа, но в том смысле, что будет сие непременно. «Единою» определил Бог, и не возможно сему не совершиться. Говорит же Пророк: «двоя», то есть, наказание беззаконных и человеколюбие оказываемое благочестивым. А возвестил сие Бог, давая закон. Ибо говорит: «Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах и тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя» (Исх.20:5–6).

Евфимий Зигабен

Единою глагола Бог; двоя сия (вещи) слышах: зане держава Божия и Твоя, Господи, милость

Слова сии некоторые принимали в отношении к определению, которое имел исполнить Бог; они говорят, что в грозном определении Божием находятся две некие вещи: угроза и уничтожение угрозы; находится угроза, поелику если предположить, что грешники не обратятся, Бог очистит оружие гнева своего против них, как и сказал в другом месте: если не обратитесь, оружие свое очистит (Псал. 7,13); но так же заключается в означенном определении и нарушение угрозы, поелику с обращением грешников сама собою падает угроза Божия; так как Бог для того и угрожает, чтоб исправились грешники и чтоб определение, или то, чем угрожает, не пришло в исполнение. А по словам великого Василия, возможно, чтоб говорил кто либо однажды, но и в один этот раз сказал много слов. Ибо речение: однажды, можно относить к целому разговору, а разговор сей может содержать два и многие предметы. Впрочем правильнее можем понимать сие: однажды, в значении таком: верно, верно, говорит, возглаголал ко мне Бог посредством Святого Духа. Какие же те два слова, которые возглаголал мне Бог и которые слышал я? Первое, что один Бог державен (силен), второе, что один Бог милостив. А что оба они означают, послушай: Бог силен прогнать врагов наших, но Он же и милостив, чтоб помиловать нас. Опять Он силен, для того, чтобы мы боялись Его и отстали от греха, Он же и милостив, для того, чтобы мы притекали к Нему и не отчаивались, как говорит великий Василий. Впрочем слово возглаголал можно разуметь и просто; так как неоднократно глаголал Моисею такие повеления, чтоб он объявил народу израильскому сии два предмета: ибо Я, говорит, Господь Бог твой, Бог—ревнитель, вменяющий грехи отцов детям до третьего и четвертого рода ненавидящим Меня: и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и хранящим повеления Мои (Исх. 20,5).

Кирилла: Хотя, говорит, однажды возглаголал Бог; но я тотчас, постигая пользу, не потребую долгих убеждений в ней. Пусть только раз скажет и я поверю. Другой говорит: Это: однажды возглаголал, то же, что: стоит твердо слово Божие, сказанное Моисею однажды, и с того времени не изменяется. Ибо Господь Бог есть щедрый и милостивый… И правду хранящий (Исх. 34,6). Держава, по словам Афанасия, означает гнев и строгость, употребляемую против заслуживших его, и милость—благость; ибо державною рукою низлагает гордого и казнит отступника, между тем как любящих Его милует.

Феодорита: Однажды—употребил не в значении числа, а непременного, будущего события. Раз говорит, изрек Бог, и неисполнение сего невозможно. Двумя называет посылаемое на преступников закона наказание и оказываемое благочестивым человеколюбие. Так и Господь во второе свое пришествие, овец поставит по правую, а козлища по левую сторону. Афанасия: Бог, говорит, изрек слово о суде, из которого две вещи я услышал, первую, что заслужившим чрезмерностью грехов своих гнев, Он воздает гневом, а вторую, что сделавшим дела достойные милости Он оказывает милость.

Апрингий

Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его

См. толкование на Откр. 20:12

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 12-13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его

Из всего вышереченнаго заключает, что сердца людей не иначе могут отторжены быть от суеты, как разве когда совершенно преданы будут судьбам праведнаго Бога. А как мысли человеческия потому колеблются и на все стороны развлекаются, понеже к мирским суетам преклонны; сего ради тихое пристанище показывает, научая успокоиваться в Божием слове. Впрочем, понеже к Богу, живущему во свете неприступнем (1Тим. 6:16), никто доступа иметь не может, как разве чрез руководство веры: сего ради Пророк другое предлагает нам слово, которым свидетельствует, что Бог управляет мир сей по Своей власти. И понеже имеем мы великую нужду утверждаться на Божием слове, сего ради рекомендует достоверность онаго, дабы мы не боялися никакой перемены, хотя бы Бог единожды возглаголал к нам слово. Итак, оное речение: единою, или единожды, означает непоколебимость Божия слова, как толкует Иероним, аки бы сказал: одиножды глаголет Бог, и глаголемое непременно бывает: вся бо повинуются мановению Его, и Он не имеет нужды повторять того, что единожды сказал. Оная же двоя, яже слышал Давид, и нам всем возвестил, сия суть: первое яко в Боге есть и сила, и милость: оныя да боимся, сию же да любим; второе, яко Он воздаст комуждо по делом его, так что и силою Своею неправедно не обидит никого, и милостию не нарушит правосудия. Кто о сих двух обстоятельствах прилежно разсуждает, и к оным сердце свое прилагает, тот поистинне блажен и премудр.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 12-13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его

В заключение псалмопевец показывает основание, почему нужно надеяться не на людей, но единственно на Бога, и почему нельзя полагаться на насилие и неправду: неоспоримая (единою глагола) псалмопевцу хорошо известная двойная истина, что только Бог имеет власть, и что Он – угнетенному милостиво помогает, а неправедника наказывает. По LXX и Вульгате возможен только выше указанный смысл; единою глагола – один раз сказал и слово Его неизменно. Эта двойная истина (двоя сия) выражена в Пятокнижии, наприм. Исх. 20:5-6; оттуда (при чтении) заимствовал ее Давид.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его

«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я» - я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1. «Сила у Бога» - власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2. «Милость» ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения - истинная и верная защита только у одного милостивого Господа.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его

Единою значит: «однажды», двоя – то же, что «двояко», или «дважды». Держава значит: «сила, крепость, владычество». После того как псалмопевец увещевал народ возложить упование на Бога и оставить суетные надежды на неправедно приобретенные богатства, он, в заключение псалма, обращает их внимание на Божие слово, которое, быв однажды (единою) изречено, остается непременяемым и непререкаемым навсегда. А из всего, что изречено Богом (глагола Бог), и что он слышал, ему, псалмопевцу более других известны и памятны два главных предмета (двоя сия слышах): управление во всем мире всемогущей силы Божией (зане держава Божия) и Его неограниченное милосердие (и Твоя, Господи, милость). Это два главных свойства неограниченного Существа Божия, и они оба будут действовать на всемирном и всеправедном суде Божием, на котором каждому воздано будет по заслугам: яко Ты воздаси комуждо по делом его, т.е. Ты воздашь, говорит псалмопевец, каждому соответственно добрым или худым делам его: сделавших добрые дела наградишь вечно блаженной жизнью, а беззаконновавших и соделавших худые дела Ты накажешь вечной казнью. По словам блж. Феодорита, «слово единою употреблено не в означении числа, но в том смысле, что будет это непременно. Единою определил Бог, и невозможно этому не совершиться. Говорит же пророк двоя, т.е. наказание беззаконных и человеколюбие, оказываемое благочестивым» [6, с. 284]. А св. Василий Великий говорит об этом так: «Однажды было мне Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог: т.е. что Бог силен на суде, и что Он же милостив» [4, с. 270].

«Наступит для нас время, исполненное страха и трепета, в которое откроется все, что сделано каждым в тайне и во тьме, – и горе душе, которая не имеет Помощником Господа. Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим Помощником, избавляющим нас от всяких бед» (Псалтирь св. Ефрем Сирина).

Объяснение священной книги псалмов.