Толкования на Пс. 62:2

Свт. Афанасий Великий

Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне

Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю. В настоящих словах выражает рачительное пребывание в молитве. Рано, говорит, восстаю возносить к Тебе пеcнoпения и молитвы. Возжада Тебе душа моя. Не душа только исполнена Божественной любви, но множицею и плоть. Ибо не в благочестии только должны мы упражняться, но и угождать Богу самым телом, как то: в посте, в частой молитве, в возлежании на голой земле, в рукоделиях для снабжения нуждающихся. В земли пусте и непроходне. Ни малого вреда, говорит, не причинила мне пустыня, но и там, как бы предстоя в самой Твоей скинии, приношу пеcнoпениe.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне

Что это за земля пустая, непроходная и безводная? Под нею можно разуметь этот мир, который, не в состоянии будучи насытить души нашей своими предметами, своими удовольствиями, возбуждает только в душе нашей сильную жажду к какому-то высочайшему, неземному удовольствию. Это – Бог сердца нашего.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою

«Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя». Любовь к Тебе, Владыка, говорит Пророк, и сон отгоняет, и возбуждает меня на поклонение Тебе. «Коль множицею Тебе плоть моя». Феодотион перевел: сколько раз, Акила: устремлена, Симмах: желает. Привел же я все сии переводы, желая показать, что в слове: «ποσαπλων», «(коль множицею)» надобно видеть не два речения, отделяя «ποσ» от «ἁπλως», но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды. «В земли пусте и непроходне и безводне». «Тако во святем явихся Тебе». Никакого вреда не причинила мне пустыня, но, как-бы стоя при самой святой Твоей скинии, приношу Тебе песнопение. Ибо речение: «во святем» означает скинию: так как храм Божий не был еще построен. «Видети силу Твою и славу Твою». Предстою же Тебе, представляя мысленно неизреченную силу. Поелику естество Твое непостижимо; то побуждения к славословию заимствую в том, что от Тебя.

Евфимий Зигабен

Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне

Боже, Боже мой! к Тебе утренюю

В молитвах, говорит, моих к Тебе я провожу утреннее время, потому что как только пробужусь, мысленно бегу к Тебе и до начатия всякого другого дела беседую с Тобою и приношу молитву мою и таковою молитвою моею я посвящаю Тебе начало дня.

Возжада Тебе душа моя

Именем жажды Давид изображает чрезмерность любви своей к Богу; так он выразился подобным образом и в другом месте: возжадала душа моя к Богу крепкому, живому (Псал. 41,3).

Слова Златоуста: Поелику Давид не мог любви своей к Богу представить словом, то посему в разных вещах ищет примеров, чтобы по крайней мере так выразить для нас влечение свое и сделать нас участниками своего вожделения… Ибо желая показать чрезмерность расположенности и изобразить силу любви, говорит: возжадала душа моя, то есть, возжелала.

Коль множицею Тебе плоть моя

Коликократно, — так перевел и Феодотион. Он говорит: коликократно Тебе в любви плоть моя, иначе я? Ибо сказав выше о душе, здесь присовокупляет и о теле, чтобы выразить, что он так пространнее именует себя вполне, означая сими словами то, что я многократно и чрезмерно жажду и люблю Тебя, Господи!

Божествен. Кирилла: Не только душа была исполнена божественного вожделения, но и самая плоть представляется еще несколько более жаждущею Бога, когда потеряет жало враждебных стремлений и покоряет волю свою Богу. Итак, когда и мы умертвим земные члены наши и самое наконец мудрование плоти подчиним Божественным законам, тогда и мы скажем с дерзновением слова Давида: возжадала Тебя душа моя; коликократно Тебе плоть моя? Слова Георгия Пахимера: Жаждет душа и насыщается, как имеющая способные вместилища божественных мыслей. Жаждет плоть, коликократно в сравнении с душею? Ибо она не имеет способности вместительной, как вовсе чуждая Божественных и умственных откровений. Почему и занимая вторичное место, всегда имеет вожделение напряженным. А ум всегда бывает полон тем, что объемлет (в изд. Своде).

В земли пусте, непроходне и безводне

Столь много, говорит, люблю Тебя, Господи, находясь в сей непроходимой и безводной пустыне, что и безутешность пустыни нисколько не изменила любви моей к Тебе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне

Сими словами описывает Давид, в чем он упражнялся будучи в пустыне, при наступлении каждаго дня, и глаголет, что первое упражнение его состояло во взыскании Бога и во исповедании пред Ним бедствий своих. Аки бы сказал: Господи Боже мой, крепосте и сила моя, без Негоже ничтоже есмь, и ничтоже могу! к Тебе утреннюю, к Тебе духовному и несозданному свету возвожу мысленный мой взор, коль скоро утренний свет озарит мои телесныя очи. Сие же того ради творю, понеже душа моя желает и стремится к Тебе, яко ко свету и виновнику веселия моего: но и самая плоть моя многоразличными образы жаждет к Тебе, яко источнику всех благ, яко к пище своей, яко к питию, якоже сухая земля жаждет дождя, без котораго не может никакого плода произвести. За сим описывает местоположение и свойства той пустыни, в которой гонимый укрывался, нарицая оную землею пустою, непроходною и безводною. А сим показывает, что земля оная хотя была необитаемая, и не имела даже и самых нужных вещей к содержанию жизни, однако послужила ему вместо храма святаго, где он являлся пред Богом чрез восхождение мысленное, как следует ниже.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне

К Тебе утренюю – искать, ревностно искать, обращаться к Богу рано утром (ср. ст. 7), при первом пробуждении (утреневать к Богу Иов. 8:5) – ревностно, страстно искать. В земле пусте, непроходне и безводне: хотя я нахожусь в самом печальном положении, хотя я нахожусь в пустыне, однако я – духом – являюсь пред Тобою.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою

Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже!

«Тебя от ранней зари ищу я» - к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона («видети силу Твою и славу» (слав.)) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою

Утренюю – от слова «утреневати», что значит «рано вставать, бодрствовать утром»; к Тебе утренюю – то же, что «ранним утром стремлюсь к Тебе». Кратко, но весьма выразительно в изречениях этих стихов, как и в последующих за ними, псалмопевец выражает любовь свою к Богу. «Поелику Давид, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не мог любви своей представить словом, то поэтому в разных вещах ищет примеров, чтобы по крайней мере так выразить для нас влечение свое и сделать нас участниками своего вожделения. Ибо желая показать чрезмерность расположенности и изобразить силу любви, говорит: возжадала душа моя, т.е. возжелала» [7, с. 478, прим. 1]. Как человек, находящийся в пустыне, постоянно мучается жаждою и стремится к чистой и сладкой воде, способной утолить его жажду, так и я, говорит псалмопевец, ищу Тебя, Господи, от ранней зари, в молитвах к Тебе провожу утреннее время и молитвою моею посвящаю Тебе начало дня. Жаждет Тебя, томится по Тебе не только душа моя, но и самое тело мое – все существо мое стремится к Тебе, подобно тому как человек, изнуренный сухим и палящим воздухом пустыни, ищет отрады, отдохновения в тенистом и прохладном месте. Вспоминая далее о том, как, живя среди народа своего, он любил посещать скинию и участвовать в богослужении (Пс. 83:2–5), как душа его предавалась там созерцанию Бога, стремилась проникнуть в существо Божественное, насколько это возможно было при посредстве совершаемых в скинии обрядов и богослужебных действий, он как бы так говорит: а и здесь в пустыне, устремляюсь к Тебе и мысленно предстою пред Тобой, как бы во святом храме Твоем, чтобы видеть силу Твоего всемогущества и славу Твоего величия: тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.

Объяснение священной книги псалмов.