Толкования на Пс. 62:9

Свт. Афанасий Великий

Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя

Прильпе душа моя по Тебе. И на короткое время, говорит, не могу отвлечь помысла своего от памятования о Тебе: но пламенея любовью, памятованием о Тебе, как чем-то прилепляющим, привязуюсь к любви Твоей. А потом показывает и плод любви: мене же прият десница Твоя. Что же такое Отчая десница, как не Единородный Отчий Сын?

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя

Прильпе душа моя по Тебе

Даже и на малое время, говорит Пророк, не могу отрешить помысла своего от памятования о Тебе, но распаляемый горячею любовию, к памятованию о Тебе привязуюсь сею любовию, как бы некиим клейким составом. Потом показывает он плод любви.

Мене же прият десница Твоя

Видя такую мою приверженность, удостоиваешь меня Твоего промышления.

Евфимий Зигабен

Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя

Душа моя, говорит, и сердце мое столь много привязаны к Тебе, что не могут удалиться от воспоминания о Тебе ни на малое время. Посему за столь великое сие вожделение и столь тесный союз мой с Тобою, деятельная (Божия) сила Твоя подала мне помощь. Сими словами Давид пророчествует о помощи, которую имел подать ему Бог, а равно о наступавшей погибели Саула.

Слова Кирилла: Прилеплением называет как бы некоторым образом окруженную мысль и стремление к добродетели и неразрывность в любви. Таков был Павел, говорящий: кто меня отлучит от любви Христовой. Ибо ничто не может отделить того, кто всею мыслию предан Богу. А когда кто посредством очищения совокупится с чистым; то уже таковой и водится десницею Его, т. е. Христом. Ибо Он десница Божия, которою совершает все и все производит. Так Он говорит: Я рукою моею утвердил его (Ис. 45:12). Прилепиться же к Богу может тот, кто совершает хождение свое в след Бога, так что может говорить с Павлом: течение совершил я; кто достиг самого конца блаженства, и слышит повеление Божие: ты же стань со Мною (Втор. 5:34). Ибо кто совершил путь во всякой добродетели и приблизился к Богу—краю желаний, в котором всякое желание останавливается; тот более не ходит, но соединяется с Богом и прилепляется к Нему и бывает в Духе, так что сообъемлется Божиею Десницею, то есть, Единородным, посредством Которого мы имеем доступ и единение. Нисского: Сие псалмопение сходится с Моисеевою историею; ибо как там касается рука среди камней ожидавшего Божественного голоса и молившегося о последовании за ним; так говорит и Давид, которого вслед Бога прилипшего восприяла Десница… Афанасия: как клеем, говорит, я прилеплен любовью к Тебе, не забываю о Тебе и на короткое время; почему Ты и спасаешь меня от злоумышляющих на меня несправедливо.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя

Сими словами Пророк означает, что душа его, привлеченная Божиими благодеяниями, так крепкою любовию прилепилася к Нему, что никакою силою искушений отторжена быть не может от Него, и что он готов повсюду следовать за Ним, хотя бы самый далечайший и труднейший путь надлежало предпринять, или какия бы затруднения ни сретили его. Прильпе, глаголет, душа моя по Тебе, то есть, готова следовать за тобою, куда ни повелишь. А дабы не возмнил кто, что он приписывает сие силам своим, сего ради присовокупляет: мене же прият десница Твоя. Аки бы сказал: того ради готов есмь следовать за Тобою, понеже Ты привлекл мя еси. Отсюду явствует, что прилепиться к Богу, не значит простою и безплодною любовию любить Бога, но любить Его душею, и от души заповеди Его хранить. Аще бо кто любит Мя, глаголет Господь, той слово Мое соблюдет (Ин. 14:23). Сего ради не сказал: прильпе к Тебе, но по Тебе, то есть, Тебя любя, Тебе последуя, и Тебе покаряяся. Коль убо блажен тот человек, который прямо рещи может: прильпе душа моя по Тебе, и который не токмо в крове крил Божиих надеется, но и от всего сердца так любит Бога, что со Апостолом сказать может: кто мя разлучит от любве Божия? (Рим. 8:35). Но более блажен тот, кто собственным опытом, сосвидетельствующу ему Духу Святому, говорить научился: мене же прият десница Твоя. Ибо сам Господь о таковых глаголет: никтоже может восхитити их от руки Моея (Ин. 10:28).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя

См. Толкование на Пс. 62:8

Лопухин А.П.

Ст. 9-12 Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная

Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге

Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут («сойдут в преисподнюю земли» - в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» - добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. 42:15-16 кн. Бытия) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.

Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крыл» своих (3 ст.) в продолжение наступающего дня.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница Твоя

Изречениями этого стиха псалмопевец выражает такие мысли, что душа его, привлеченная Божиими благодеяниями, столь крепкою любовью прилепилась к Нему, что никакою силой искушений не может быть отторгнута от Него, и что он готов повсюду следовать за Господом, хотя бы для этого последования потребовалось совершить самый далекий и самый трудный путь. Прильпе душа моя по Тебе, т.е. готова душа моя последовать за Тобою, Господи, куда ни повелишь. И в чувстве столь всецелой преданности Господу Богу испытывал такое блаженство, такое счастье, что мог говорить о себе: мене же прият десница Твоя, т.е. за такую привязанность и Ты удостоил меня особенного Своего промышления. «Что же такое Отчая десница, – вопрошает св. Афанасий, – как не Единородный Сын Отца?» [3, с. 207], Который о таких избранниках Божиих Сам изрек: «И никтоже может восхитити их от руки Отца Моего» (Ин. 10:29).

Объяснение священной книги псалмов.