Толкования на Пс. 63:2

Свт. Афанасий Великий

Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою

Услыши Боже глас мой, внегда молитимися к Тебе. Приими моление мое, Владыко, и укрепи ум мой, чтобы не устрашали меня вражеские нападения. От страха вражия изми душу мою. Это подобно сказанному: и ныне Господи, призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое (Деян. 4,29).

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою

Когда у нас есть сильные враги, тогда невольно обращаешься к Богу крепкому и праведному.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Услыши Боже глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою

Приими молитву мою, Владыка, и укрепи ум мой, чтобы не бояться мне вражеских нападений.

Евфимий Зигабен

Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе; от страха вражия изми душу мою

Афанасий говорит, что это сходно с тем, что сказано Апостолами: И ныне, Господи! воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорит слово Твое. Слова Вел. Василия: Вражий страх есть тот, который поселяется врагом, и который противен дерзновению Христову, об отвращении которого в семь псалмопении изложена молитва. Кирилла: Это—услышь меня, когда молюсь, вместо: когда я не молчу, но молюсь. Ибо молчание при таких обстоятельствах вредно, или (значит то), что скоро услышь меня и даже в то самое время, когда молюсь, согласно с обещанным Тобою: Еще ты будешь говорить, как скажет: вот Я здесь. Афанасия: Освободи меня от страха со стороны противников, иначе от навета их и смерти. Ибо сие то он боялся потерпеть от них. Оригена: Изъемли, говорит, душу мою от страха, каковый страх не друг, а враг. Друг тот страх, который соединен с познанием Бога, а враг страх—тот, который свойствен неправомыслящим, или каким бы то ни было небоящимся Бога, которых Дух Святый у пророка Исаии может изобразить ясно сими словами: страхом их не станем овладеваться и не будем смущаться.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 2-3 Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду

Пророк по обычаю своему, во-первых, просит выслушания, потом предлагает, чего желает от Бога. Услыши, глаголет, глас мой, внегда молитимися. Гласное моление знак есть сильнаго и жаркаго движения духа, аки бы сказал: сотвори, молю, да не всуе молюся. За сим тотчас приступает к бедствиям своим, коими угнетаем был, упоминая о страхе смертельном, наносимом от врагов, потом и о других обстоятельствах, дабы лучше приобресть милость Божию. Аки бы сказал: молю, свободи мя от страха врагов, хотящих убить меня; сотвори, дабы они или не могли, или не желали убить. Во втором стихе глаголет, что он имеет подвиг не с одним врагом, но со многими, и потому не равносилен к выдержанию нападений их, аще Бог не поможет ему.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою

Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (от страха вражия), Давид молится Богу о помощи; так как только Он один может защищать его от нападения этих врагов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою

Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение

«Сохрани жизнь мою от страха врага» - гебраизм - от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду

Начиная псалом, псалмопевец, во-первых, просит об услышании его молитвенных прошений: услышь, говорит он, Боже, голос молитвы моей, когда я молюсь Тебе, – а затем излагает и самый предмет этих прошений, выразительно изображая те бедствия, которым подвергли его коварные и злобные враги его, и прежде всего упоминает о том страхе, который он испытывает при виде разнообразных козней со стороны тех врагов: от страха вражия, говорит он, избавь душу мою; враги во множестве собираются против меня, измышляют хитростью и неправдой погубить меня и тем наводят на меня страх; но Ты, Господи, не допусти их причинить мне какое-либо зло, укрой меня от замысла коварных (сонма лукавнующих), от мятежа злодеев (от толпы делающих неправду).

Объяснение священной книги псалмов.