Толкования на Пс. 63:6

Свт. Афанасий Великий

Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их

Утвердиша себе слово лукавое, — утверждают, что Господь не воскрес из мертвых. Поведаша скрыти сеть. Придумывали, говорит, всяческие меры, как проповедников евангельских догматов умертвить тайно. Реша: кто узрит их? Все это делали, думая, что Бог не накажет их за такое нечестие.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их

«Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть». Сие яснее выразил Симмах: утвердили слово лукавое, удумали скрыть сети. Умышляя о моей смерти, удумали и уговорились, какия ухищрения употребить против меня, и слова подтвердили самым делом. Но отваживаются они на сие, думая, что никто не промышляет о делах человеческих. Сие показывает и присовокупленное:

«Реша: кто узрит их?». Думают, что нет никакого судии над делами их.

Евфимий Зигабен

Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их

Утвердиша себе слово лукавое

Утвердили, говорит, сии коварные люди у себя злое слово, то есть, придумали злой умысел против невинных и решились твердо привести его в исполнение.

Афанасия: Утверждение слова злого значит уверение Иудеев, что Господь не воскрес из мертвых. Безыменного истолкователя: Как утвердили? Обманывая, произнося клятвы, нанимая от себя свидетелей и обвинителей, изобретая ухищрения, приводя доказательства, чтоб сделать слово злое, то есть, обман вероятным (в изд. Своде).

Поведаша (твердили) скрыти сеть, реша: кто узрит их

Симмах вместо: твердили, перевел: внушали друг другу. Враги, говорит, невинных людей, посоветовавшись между собою, решили тайно поставить сети и стражу на пути для ловления и умерщвления меня. При том, так как будто нет Бога, в таком расположении они сказали в себе: кто увидит нас? Или кто окажется защитником и помощником наветуемого нами? Иначе: никто.

По словам Велик. Афанасия, это говорится о злословивших Апостолов и говоривших: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? Слова Феодорита: Это говорят Авессалом и Саул с сообщниками своими и прочие; то же говорят и те беззаконные, которые по времени составляли ухищрения и сети против Божиих церквей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 6-7 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко

Здесь, во-первых, жалуется на жестокосердие врагов и на их беззаконное согласие. Потом присовокупляет речь о их дерзости, с каковою они отважились на все, в чем, без сомнения, больше смелости придавала и робость Давидова, котораго видели они лишенна всякия помощи, и потому отважнее вооружались на беднаго человека. К сему присовокупляет нечто о их взаимных между собою разглагольствиях и об изыскании способов, каким бы образом погубить его, но потаенно, дабы скрыть хитрые наветы свои. Совещаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? В следующем 7 стихе более увеличивает коварства их: ибо говорит, что они испытали все способы, служащие ко вреду, и ничего не оставили без изследования, что в Еврейском тексте весьма ясно изображено так: изследоваша неправду следствием (хитро) изследованным. К сему присовокупляет речь о самых скрытнейших убежищах их; ибо чрез сердце глубокое разумеет самые коварные виды, которыми обыкновенно прикрывают себя злые люди, и которых глубину проникнуть не возможно. Вкратце сказать, сущность места сего такая, что враги не токмо явною силою, но и сокровенною злобою устрояли погибель Давиду, и в том столько были остроумны и искусны, что из самых глубочайших недр мрака умели извлекать способы, служащие ко вреду.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их

Утвердиша – определили неизменный план о моей погибели. Поведаша – сообщают один другому касательно расположения сетей, т.е. совещаются, как их поставить. Их – не сети, но врагов; лучше бы поставить нас.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их

«Говорили (враги Давида): кто их увидит?» В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко

Продолжая изображать усилия нечестивых, направленные к погибели праведника (непорочна), псалмопевец говорит: сонмы (сборища) лукавых людей утвердиша себе слово лукавое, т.е. утвердились против меня в злом намерении, по взаимном совещании решились (поведаша) скрытно поставить мне сети, думая и говоря, что никто их не увидит. Таким образом, эти нечестивые обнаружили явное неверие в Промысл всеведущего Господа, которое произошло у них оттого, что они привыкли все подвергать испытанию: испыташа беззаконие, т.е. испытали беззаконно. Есть испытание законное, узаконенное Господом: «Испытайте Писания, – говорит Спаситель, – яко вы мните в них имети живот вечный» (Ин. 5:39). Чтобы различить от этого священного и узаконенного испытания испытание неверующих, псалмопевец говорит: испыташа беззаконно. Испытующие беззаконно хотят обнять бесконечную истину своею близорукою мыслью, хотят исчерпать бездну скорлупою, которой ничтожная вместимость уже наполнена нечистотою земных помыслов, силятся постигнуть непостижимое, оскорбляя таким образом и веру и Откровение Божественное. От этого испытания остерегая, премудрый Сирах говорит: «Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (Сир.3:21). И если есть тайны природы, испытание которых непосильно для человека, то испытание тайн благодати Божией, испытание непостижимых судеб Божиих составляет ту безрассудную дерзость, которая всегда посрамляется. Эту мысль и выражает псалмопевец в следующих стихах псалма. Исчезоша испытающии испытания – это свойство еврейского языка (гебраизм), по которому повторением того же слова выражается напряжение, усиленное действие. Исчезоша (греч.) значит: «перестали искать»; но не потому что изменили свои намерения, а потому что считали план своих действий готовым, – с которым они и решились приступить: приступит человек и сердце глубоко, т.е. приближается ко мне человек с сердцем, исполненным глубоко обдуманных планов. Но как бы ни было глубоко сердечное помышление, испытывающее то, что превышает силы, но всесильный и непобедимый Бог выше всего (ст. 8). «Болий есть Бог сердца нашего и весть вся» (1 Ин. 3:20).

Объяснение священной книги псалмов.