Толкования на Пс. 64:5

Свт. Афанасий Великий

Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой

Блажен, егоже избрал ecu и приял. Усовершившихся в добродетели и достигших почести вышнего звания называют блаженными. Исполнимся во благих дому Твоего. Благими дому называет различные дарования духа. Ибо сказано: овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума (1 Кор. 12,8) и другие дарования. Свят храм Твой, — или небесный, или земной, по сказанному: храм Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3,17), исполненные освящения. И он словесами Твоими научает приходящих правде Твоей.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 5-6 Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой. Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече

«Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.

«Свят храм Твой», «Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.

«Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» (Быт.49:10). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.

Евфимий Зигабен

Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой

Блажен, егоже избрал ecи и приял, вселится во дворех твоих

В историческом отношении сие изречение должно понимать так, что завидна участь народа иудейского, избранного из всех прочих народов и усвоенного Тобою, Господи! Потому что он, по освобождении своем от рабства, возвратится с честью и опять станет обитать в городе Иерусалиме, который здесь назвал дворами Божиими за то, что в нем находился знаменитый оный Соломонов храм. А в высшем смысле, по словам Афанасия, оно изображает новый народ из язычников, как избранный в наследство Христом. Под дворами народа из язычников должно разуметь находящаяся, по местам, церкви. Сие же изречение должно разуметь и о каждом стремящемся к благочестивой жизни праведном христианине, оканчивающем жизнь свою в благочестии (в добродетели), потому что, быв избран из людей, он берется Христом в горний Иерycaлим в дворы и обители праведных.

Слова Афанасия: Называет блаженными усовершившихся в добродетели и достигших почести (награды) вышнего звания. Другого: Усовершившегося в добродетелях — его и пророк называет счастливым, как уже подвизавшегося и венчавшегося. Ибо Бог избирает готового подвизаться и совершать течение, победившего уже берет к Себе на небо, чрез призвание к Себе, где и определяет ему наследство в своих дворах, о которых говорил Апостолам: в дому Отца Моего обителей много (в изд. Своде).

Исполнимся во благих дому Твоего

Дом Божий есть Иepycaлим, как дольний и земный, так и горний и небесный. Дома также Божии суть и поместные храмы и церкви. Блага в церкви Божией суть божественное учение и все относящееся к наслаждению и веселию души. Сими то благами насытимся, говорит, мы—пленники, по освобождении от рабства врагам.

По словам Афанасия: блага дому Господа суть различные дарования Духа.

Свят храм Твой

См. Толкование на Пс. 64:6

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих. Исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой

Понеже сказал, что народ прогневал Бога грехами своими, и нечестием родителей своих, и потому сделался недостойным услышания: сего ради прибегает здесь к милости и благоволению Божию, чрез которое сообщается очищение грехов, туне даемое. Таким образом подтверждает слова, реченныя об очищении, показывая, какая причина примиряет Бога с бедными грешниками. Сию причину полагает единственно в отеческом благоволении Бога и в благодатном усыновлении, на котором основано и услышание молитв наших. Но каким бы образом осмелился грешник предстать пред лице Бога для примирения с Ним, ежели бы не был удостоверен о благодатном усыновлении, и что Бог есть Отец его? А как усыновление и отпущение грехов обещано было одному токмо народу избранному, составлявшему тогда церковь, сего ради восклицает: блажен, егоже избрал еси, нарицая блаженными тех токмо, коих восприял Господь в Церковь Свою, дабы могли одни наслаждаться сим неоцененным преимуществом, а чрез то научает, что избрание не всем есть общее. Сие преимущество отдает одним токмо Иудеям, понеже Бог предпочел их прочим народам: но и сии не по чему-либо другому предпочтены, как токмо потому, что Бог удостоил их особливыя Своея милости. Ныне совершенно разрушено сие средостение: ибо Бог и язычников купно со Иудеями призывает, хотя избрание не всем равномерно сообщается. Блажени и преблажени мы о Христе, Ходатае нашем, на Негоже уповая, обретаем в Бозе милосердаго Отца, и на основании заслуг Его молитвы наши к Нему вознося, призываем имя Его, глаголя: Отче наш, Иже еси на небесех! Но откуду таковая вера, откуду таковое призывание, как не оттуду, что отчужденных нас по естеству, соединил с Собою благодатию туне? Впрочем, хотя семя Авраамово избрал Бог особенно пред прочими в достояние Себе, и хотя обрезание давало им первое место в церкви, однако нет сомнения в том, чтоб Давид не полагал некотораго различия и между самыми Иудеями; понеже не все были истинные члены церкви, хотя и ходили во храм. Он почитает избранными токмо тех, которые с чистым сердцем и с неповинными руками являются пред Бога, как сказано во псалме 14, а не тех, которые по внешнему только виду занимали место во храме. За сим и плод вышереченнаго блаженства показывает, глаголя: исполнимся (в Евр. насытимся) во благих дому Твоего. Сие разуметь должно о единых токмо верных. Ибо и лицемеры ходят в дом Господень, но возвращаются в дом свой тщы и бездельны, сиречь без насыщения благ духовных. Здесь еще заметить должно в словах перемену лиц: ибо Давид сопричислял себя к единству верных, поелику опытом своим дознал то насыщение, о котором глаголет. За сим, нарицая храм святым и дивным в правде (свят храм Твой, дивен в правде), похваляет и внешния ко благу нашему пособия, руководствуя нас к насыщению духовными благами. Бог, Который древле ниспослал руку Свою с небеси и препитал Израильский народ манною, может и ныне насытить рабов Своих тою же, но не творит сего, а насыщает души верных ово учением закона, ово жертвоприношением, ово другими обрядами внешними, но благочестивыми, на которых хотя останавливаться не должно, но и пренебрегать не следует. Впрочем, хотя стих сей изрядно приличествует земному Иерусалиму, или церкви воинствующей, но лучше приличен небесному нашему отечеству, где мы по вере надеемся насытиться от благих дому Господня, так что не будем иметь нужды искать вне каких-либо благ. Что бо может недостаточествовать в доме такого Владыки, Который создал небо и землю, и Который будет всяческая во всех? Свят храм Его и чуден в правде. Ибо не дивно ли будет то, что мы будем жить в Бозе яко в доме, а той будет жить в нас яко во храме по оному: вы будете во Мне, и Аз буду в вас (Ин. 15:4), и: пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин. 4:16)? И ежели сие взаимное пребывание начинается здесь, где мы находимся на пути, то кольми паче совершится оно в отечестве.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой

Хотя народ и обольстился грехом и чрез это сделался недостойным божественной милости; но Бог милостив и прощает грехи, и народ, молящийся Ему – избранный народ Его, удостоенный права являться в жилище Божием, где Святый и Праведный Господь царствует в величии, и получать там от Него великие милости. Блага дому – блага, которые Бог подает от святого жилища Своего Своим верующим.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих. исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой

Избранник Божий есть еврейский народ. - «Насытимся благами дома Твоего». Все благодеяния, получаемые евреями, образно представлялись истекающими из храма (точнее - скинии), т. е. от Бога.

Прот. Григорий Разумовский

Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой. Дивен в правде

Последнее речение: дивен в правде, – по разделению стихов причислено к следующему стиху 6; но по связи речи и по соответствию заключающейся в нем мысли оно как будто имеет отношение к 5-му стиху, как это видно и из перевода этого стиха с греческого. Продолжая речь предыдущего стиха, псалмопевец говорит, что Господь Бог не только простит и очистит грехи находящегося в плену народа, но и предоставит ему как народу избранному все прежние милости и все те блага, которыми пользовались в Иерусалиме отцы и деды их, и называет этот народ блаженным, как бы так говоря: счастлива и завидна участь народа иудейского, избранного из всех прочих народов и усвоенного Тобою, Господи, потому что он по освобождении своем от рабства возвратится с честью и опять станет обитать в Иерусалиме, который здесь назван дворами Божиими потому, что в нем находился знаменитый храм Соломонов. Находившиеся в плену и умолявшие Бога о возвращении говорили: исполнимся во благих дому Твоего, т.е. по возвращении изобильно благами святого храма Твоего – учением, пророчествами, чудесами, благодатию, спасением. Св. Афанасий под блаженными разумеет христиан, достигших почести вышняго звания, а под благами дома Божия – различные дарования Святого Духа [3, с. 210]. Свят храм Твой, ибо есть селение Божие, исполненное святыни и освящающее других – дивен в правде, т.е. храм Бога праведного, прощающего и очищающего беззакония и дарующего благодать оправдания.

Объяснение священной книги псалмов.