Толкования на Пс. 64:9

Свт. Афанасий Великий

и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши

См. Толкование на Пс. 64:8

Блж. Феодорит Кирский

и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши

«И убоятся живущии в концах от знамений Твоих». Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию.

«Исходы утра и вечера украсиши». Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истиннаго Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и Симмах: песнословят при наступлении утра и вечером.

Евфимий Зигабен

Смятутся языцы, и убоятся живущии в концах (земли) от знамений Твоих

Народы, говорит, смутятся с одной стороны и по причине странной и необыкновенной для них евангельской проповеди, с другой—потому, что преданное отцами их уважение к идолопоклонству падет, и злые обычаи в жизни их изменятся. Убоятся, говорит, даже и те, которые живут на краю земли, когда услышат и увидят совершаемые ежедневно Тобою и Апостолами и учениками Твоими чудеса. А если убоятся живущие на краю земли, то не гораздо ли более живущие среди земли? Итак, мы— христиане, говорим, что Давид сим предсказал о Христовых чудесах. Хотя же евреи говорят, что он сказал это о чудесах Моисея; но им запрещают говорить сие следующие за сим слова Давида.

Исходы утра и вечера (обрадуешь) украсиши

Ты, говорит, Господи, обрадуешь народ твой и при восходах утра, то есть, когда начинает происходить день, и— вечера, когда оканчивается день, иначе во всякое время, как говорит Исихий. У аттиков есть обыкновение говорить: вечера, в родительном вместо творительного (дательного): вечером. Слова сии суть пророчество о том, что христиане и в начале и в конце дня будут радоваться, поя Богу и утром и вечером божественные хвалы и священные песнопения. Некоторые под исходами утра разумеют восточные страны земли, ибо утро и восход дня представляется рождающимся в сих странах, а под исходами вечера разумею западные страны, в которых рождается вечер и начало ночи. Итак, Ты, говорит, Господи, обрадуешь и тех, которые живут на востоке, и живущих на западе, когда сделаешься человеком и будешь жить на земле. Последующие за сим слова изъясняются и в историческом и в высшем смысле, хотя впрочем высший смысл им приличнее.

По изъяснению Афанасия и Кирилла сии слова должно принимать в высшем значении. У Христа два исхода, то есть, происхождения, одно (утреннее, раннее)—от Отца прежде всех веков, как сказано: И исходы Его от начала—от дней века; а другое вечернее (позднее)—происхождение от девы, бывшее в конце веков. То и другое есть веселие и радость. Но, быть может, исходы утра и вечера, поставлено с опущением предлога: κατα, вместо того, чтобы сказать: в исходы (во время исходов) утром и вечером Ты обрадуешь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши

Как в предыдущем стихе показал Пророк всемогущество Бога от непоколебимости гор и от волнения моря, так в сем стихе показывает премудрость того же Бога, Который небесными знамениями иногда устрашает, а иногда утешает человеческий род. Ибо как нет ничего страшнее и ужаснее грома и молнии, которыя и самыя твердейшия сердца людей страхом колеблют: так нет ничего любезнее и приятнее восхождения и захождения солнечнаго. Ибо люди при восхождении солнца исходят радостны на дела свои до вечера, а по захождении, утружденные, отдыхать начинают. Притом, нет ничего приятнее и любезнее, как видеть небо, украшенное безчисленными звездами, аки драгоценнейшими и блестящими каменьями. Сего ради не всуе воспел Пророк: исходы утра и вечера украсиши.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

и убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши

От знамений – великих действий Божиих, знамений Его всемогущества и пр.; – эти знамения то ужасного (наказания), то отрадного (оказанная помощь) свойства; те и другие служили здесь свидетельствами всемогущества. Исходы утра и вечера украсиши – Ты радуешь страны, от которых восходит утро, следовательно, восточные страны, и страны, от коих приходит вечер, западные страны, – восток и запад, т.е. весь мир.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши

«Утро и вечер возбудишь к славе» - дела Твоего всемогущества и управления миром так постоянны и многочисленны, что возбуждают к прославлению Тебя каждый день.

Прот. Григорий Разумовский

И убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши

Живущии в концах, т.е. народы, живущие в отдаленных пределах, или краях, земли; убоятся от знамений Твоих, т.е. от великих дел Божиих, знамений Его всемогущества, таковы знамения Божии: то ужасного свойства (каковы страшные наказания Его), то отрадного (как оказываемая Им помощь). Те и другие служат свидетельствами всемогущества Божия. Украсиши (в греч. – «обрадуешь, возвеселишь») значит: «Ты радуешь страны, от которых восходит утро» (исходы утра), следовательно, восточные страны, «и те страны, от коих происходит вечер» (исходы вечера), значит – западные страны, – и восток и запад, т.е. весь мир. Таково буквальное объяснение сего изречения, которое нужно понимать, конечно, в переносном значении, в каковом оно и переведено с еврейского так: «утро и вечер Ты возбудишь к славе Твоей». А потому весь настоящий стих можно и нужно понимать как пророчество о временах новозаветной христианской Церкви, когда народы, не только ближайшие, но и живущие в отдаленных пределах земли, убоятся знамений, великих и чудесных дел Божиих, совершенных Христом и Его апостолами, и будут радоваться и в начале и в конце дня, поя Богу и утром и вечером, божественные хвалы и священные песнопения.

Объяснение священной книги псалмов.