Толкования на Пс. 65:5

Свт. Афанасий Великий

Приидитe и видите дела Божия, коль страшен в советех, паче сынов человеческих

Приидите и видите дела Божия. Здесь вводится лице Апостолов, которые извещают язычников, что Сей, во время пришествия Своего во плоти творящий Божественные знамения, есть Тот самый, Кто древле иссушил Чермное море и пресек токи Иордана, так что сыны Израилевы могли перейти по суху.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих

То есть, обратите мысль свою, и размыслите о каждом деле, какое совершается Богом, и подивитесь неизреченной Его премудрости, с каковою руководствует род человеческий к благочестию. Так Феодотион понимал слова: «страшен в совете паче сынов человеческих». А Симмах перевел: страшны средства для сынов человеческих, то есть, страшныя и чудныя средства употребляет для спасения людей. Потом Пророк описывает совершенное древле.

Евфимий Зигабен

Приидитe и видите дела Божия, коль страшен в советех, паче сынов человеческих

Приидите, говорит, все народы и посмотрите своими глазами, как удивительны и страшны дела, производимые ежедневно Господом! Посмотрите, сколь велик и страшен Господе в советах своих, что Симмах перевел: в художествах; так как Он искусно производит истинно страшные дела, когда хочет спасти народ свой. Таковые чудные дела измыслил Он против Египтян, всегда побеждая хитрости и сопротивления людей. За сим Давид исчисляет древние чудеса.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 5-6 Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о нем

Сими словами, приидите и видите, прикровенно укоряет Пророк почти всех людей за их нерадение, по причине котораго лишается Бог достодолжных Ему похвал. Ибо откуду происходит то, что большая часть людей, сущих в мире, проходит дела Божия слепыми очами, ежели не от того, что едва ли из тысящи един обращает внимание свое на них? Итак, потребно жало, которое бы спящих могло возбуждать. Понеже убо Пророк видел, что люди или суетными занимаются делами, или скитаются по свету для снискания мнимаго просвещения: сего ради увещавает, дабы приуготовилися к видению Божиих дел. Употребляя глагол видите, дает знать, что многие слепотствуют даже и в таких вещах, кои сами по себе ясны. Иначе всуе повелевал бы дела Божия видеть, ежели бы они не были ясны. Притом полагает и самое зерцало Божиих дел, на которое повелевает всем обращать внимание свое, то есть, тот способ, который употребляет Бог во управлении человеческаго рода. Ибо сие на опыте утверждающееся понятие больше нас трогает: сего ради и апостол Павел, в главе Деян. 17:27, сказав вообще о силе Бога, речь свою сюда наклоняет, повелевая каждому в себя войти и здесь искать Бога, яко не далече от нас суща. Следующия слова: коль страшен в советех паче сынов человеческих, или, как в Еврейском тексте изображено, страшен в деле над сыны человеческими – не то означают, что Бог величеством Своим превосходит людей; но что промысл Его, являющийся в творении и в сохранении их, есть зело чуден, как сказано во псалме Пс. 39:6. Следовательно и самые недальновидные люди найдут в себе самих довольно причин, чего ради долженствуют чтить и бояться Бога. За сим от всеобщаго о человеческом роде промысла преходит Пророк к особливому попечению о церкви, упоминая о чудесах, в пользу избраннаго народа соделанных, и глаголя: обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами. В сем члене подразумевается фигура синекдоха; понеже нет сомнения, что сими словами не все исчисляет благодеяния Божии, но вкратце глаголет о безчисленных, что самое и в следующих вскоре за сим словах означает, глаголя: тамо возвеселимся о Нем. И не глаголет: возвеселюся или возвеселихся, но – возвеселимся. Ибо не к себе единому, ниже к единым потомкам своим относит величие благодеяний и чудных дел Божиих, но ко всей церкви, дабы все не о себе самих, ниже о силах своих, но о едином Боге веселилися, и Его неизреченныя милости прославляли. Тако, глаголет, возвеселимся о Нем.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих

Чтобы побудить себя к такому признанию, они должны обратить только внимание на великие дела Божии, которые Он совершил в величии Своем (страшен); к великой радости евреев Он провел их чрез море и Иордан; Он есть вечный Царь и язычников, упорство коих Он не оставит без отмщения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих

К поклонению и воздаянию хвалы Богу приглашаются «все народы», т. е. и язычники. Последние степень величия Бога и Его всемогущества могли определять не по Его духовному и благодатному воздействию на еврея и еврейский народ, так как такое воздействие, касаясь внутренней стороны жизни человека, может быть как не известно, так и не выразительно для неверующего, а судили по внешним фактам обнаружения Его несокрушимой силы. Поэтому «страшные» дела Господа прежде всего привлекали внимание язычника. Такими же страшными делами полна история еврейского народа, как в прошлом, когда Господь чудесно оказывал ему покровительство в, по-видимому, неизбежной гибели, напр., при выходе из Египта, так и сейчас - в уничтожении войска ассириян.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о Нем

Здесь слова приидите и видите имеют такой смысл: обратите внимание свое, народы земные, и размыслите о делах Божиих, о каждом деле, какое совершается Богом, и вы увидите, сколь велик и страшен Господь в советех Своих, т.е. в Своих намерениях и действиях, в тех средствах, какие Он употребляет для спасения людей, – Он страшен в советех паче сынов человеческих, (по пер. с евр.) «в делах над сынами человеческими». Таковые средства употреблены были Им против египтян, когда, побеждая хитрости и сопротивления людей, Он обратил «море в сушу» (Исх. 14:21), и когда чрез реку Иордан как посуху, перенесен был ковчег Завета, а затем и весь израильский народ перешел ногами своими чрез реку (Нав. 3:16–17). Упомянув о сих чудных и страшных делах Божиих, псалмопевец присовокупил: тамо возвеселимся о Нем, т.е. как тогда перешедшие море и реку как посуху, радовались и веселились о Боге своем, так и мы возвеселимся о Нем. «Речение тамо, – по словам св. Афанасия Великого, – означает время. С того времени, как воцарится Он (т.е. Спаситель мира) в новом веке, и мы с Ним тамо воцаримся и возвеселимся неизглаголанной радостью» [3, с. 214].

Объяснение священной книги псалмов.